СОЛЬФО.RU

Сайт для учеников Е. А. Климина ... и не только

Трезвучие

 

Трезвучие (в своем простейшем виде) – это аккорд из трех звуков на расстоянии терции. Между крайними звуками трезвучия образуется квинта.

 

 

 

 

 

Три звука называются тонами аккорда. Нижний звук – основной тон, средний – терцовый тон, верхний – квинтовый тон.

 

 

 

Существует четыре вида трезвучий: мажорное, минорное, уменьшенное и увеличенное. У мажорного трезвучия снизу – большая терция, сверху – малая. У минорного – наоборот: снизу – малая терция, сверху большая. Уменьшенное трезвучие состоит из двух малых терций, увеличенное – из двух больших.

 

Мажорное трезвучие принято обозначать Б53 (читается «бэ-пять-три»), минорное – М53, уменьшенное – Ум53, увеличенное – Ув53Такие буквы мажорного и минорного трезвучий связаны с их устаревшими названиями*.

 

 

 

Чаще всего встречаются мажорное и минорное трезвучия. Они – основной строительный материал и для музыкальной классики и для различных стилей современной популярной музыки. Для того, чтобы научиться играть и писать два этих вида трезвучий, полезно запомнить, что между крайними звуками и у того и у другого – чистая квинта. Используйте два этих звука как незыблемую опору, а средний звук перемещайте на пол тона вверх или вниз, чтобы превращать мажорное трезвучие в минорное и наоборот.

 

Учебное видео по теме можно посмотреть здесь.

Образцы звучания трезвучий можно прослушать здесь.

 

 

 

* Раньше мажорное трезвучие называли большим, а минорное – малым, так как в переводе с латинского языка слово major переводится как больший, а слово minor – как меньший. Словосочетания «большое трезвучие» и «малое трезвучие» встречаются, к примеру, в известном словаре Должанского, который впервые увидел свет в 1952 году (Должанский А. Н. Краткий музыкальный словарь. – Л.: МУЗГИЗ, 1952. 480 с.).

 

В некоторых изданиях и у некоторых преподавателей в кратком обозначении трезвучий цифры идут в другом порядке: к примеру, Б35 или Б53. Эти различия не следует считать за ошибку. Если ученик перевелся в другую школу, где принято обозначать аккорды иначе, он имеет право писать так, как привык до этого.

 

 

Для старшеклассников и родителей

 

Кроме простейшего вида трезвучия (три звука на расстоянии терции) существует множество производных от него видов. Они получаются путем перемещения тонов трезвучия на октаву, а также их удвоения при условии, что нижний тон (основной) остается неизменным. Во всех случаях в состав трезвучия будут входить звуки только с теми названиями, которые присутствуют в его основном виде.

 

Варианты мажорных трезвучий от ноты Ре. Все они представляют собой различные комбинации трех тонов: Ре, Фа-диез и Ля. При этом, внизу всегда звук Ре.

 

 

Чаще всего удваивается основной тон. Реже – терцовый. В некоторых случаях квинтовый тон может отсутствовать: такое трезвучие называется неполным, в него, к примеру, разрешается доминантсептаккорд. Если же в басу окажется не основной тон, а терцовый или квинтовый, это будет уже не трезвучие, а одно из его обращений.

 

Мелодическое положение трезвучия определяется тем, какой тон находится в верхнем голосе. Трезвучие может быть взято в мелодическом положении основного тона, либо терцового тона, либо же квинтового тона.

 

Расположение трезвучия бывает тесным или широким.

В тесном расположении аккордовые тоны всех голосов кроме баса идут подряд. Выше основного тона всегда идет терцовый, выше терцового – квинтовый, выше квинтового – основной и т. д.

В широком расположении тоны всех голосов кроме нижнего идут через один: выше основного – квинтовый, выше терцового – основной, выше квинтового – терцовый и т. д.

Темы, связанные с мелодическим положением и расположением трезвучий подробно изучаются в курсе гармонии музыкальных училищ и колледжей. Понять их гораздо проще на практике, играя трезвучия на фортепиано. Для этого ниже приведены основные образцы.

 

 

Мажорные трезвучия от звука Ре в различных расположениях и мелодических положениях.

 

© Евгений Климин 2014-2016. Все права защищены. Разрешено копирование единичных экземпляров в учебных целях. При цитировании ссылка на источник обязательна. Размещение материалов сайта на других ресурсах и использование их в коммерческих целях без разрешения автора запрещено.

счетчик посетителей сайта