Сайт для учеников Е. А. Климина ... и не только
Обращения трезвучий
Обращения трезвучия – это аккорды, состоящие из нот с теми же названиями, что у исходного трезвучия, но но в басу у которых находится не основной тон, а терцовый или квинтовый.
Это определение кажется сложным, но всё окажется гораздо проще, если обратиться к примерам. Возьмем мажорное трезвучие, построенное от ноты Ре.
Перенесём основной тон на октаву выше. Он окажется сверху, а внизу будет терцовый. При этом названия нот останутся те же самые. Так строится первое обращение трезвучия, которое называется секстаккорд.
Третье обращение трезвучия называется квартсекстаккорд. Оно образуется, если переместить ноты трезвучия таким образом, чтобы внизу оказался квинтовый тон.
И так:
- У трезвучия внизу основной тон. Трезвучие обозначается с помощью маленьких букв 5 и 3 (Б53, М53, Ум53 и Ув53). В простейшем виде оно состоит из двух терций.
- У секстаккорда внизу терцовый тон. Секстаккорд обозначается маленькой цифрой 6 (Б6, М6, Ум6 и Ув6). В простейшем виде внизу у него терция, а наверху – кварта.
- У квартсекстаккорда в басу квинтовый тон. Квартсекстаккорд обозначается цифрами 6 и 4 (Б64, М64, Ум64, Ув64). В простейшем виде и него внизу кварта, а наверху – терция.
С обращениями трезвучия хорошо знакомы те, кто играет на музыкальном инструменте обычные упражнения: арпеджио и аккорды.
Упражнения из «Школы игры на фортепиано» под редакцией А. Николаева. После гаммы идут аккорды, которые представляют собой не что иное, как тоническое трезвучие с обращениями.
Отличить трезвучие и его обращения друг от друга на слух – непростая задача. Чтобы более успешно делать это, попробуйте найти подобрать свой мысленный образ для каждого из аккордов. К примеру, это могут быть дом, растущее рядом дерево и воздушный шар в небе над ними.
Квартсекстаккорд создает ощущение полета. Он парит в
небе, как воздушный шар.
Секстаккорд – стройный, как дерево. Он тянется вверх,
к небу.
Трезвучие – спокойное и надежное, как дом.
Если эти сравнения Вам не помогают, придумайте свои.
Примеры звучания мажорного и минорного трезвучий с их обращениями также можно послушать здесь.
Это нужно знать твердо
Первое, что нужно выучить по данной теме, это ступени, на которых строятся обращения главных трезвучий:
- Тоническое трезвучие T53 строится на первой ступени;
- Тонический секстаккорд T6 – на третьей;
- Тонический квартсекстаккорд T64 – на пятой;
- Субдоминантовое трезвучие S53 строится на четвертой ступени;
- Субдоминантовый секстаккорд S6 – на шестой;
- Субдоминантовый квартсекстаккорд S64 – на первой;
- Доминантовое трезвучие D53 строится на пятой ступени;
- Доминантовый секстаккорд D6 – на седьмой;
- Доминантовый квартсекстаккорд D64 – на второй.
Расположение главных трезвучий и их обращений на ступенях мажора и минора.
Во вторых, необходимо знать строение трезвучия и его обращений (из каких интервалов они состоят). В первую очередь это касается мажорных и минорных аккордов. Что касается обращений уменьшенного и увеличенного трезвучий, то их строение должны знать старшеклассники.
Схема строения трезвучий с обращениями.
Для старшеклассников и родителей
Выше трезвучие, секстаккорд и квартсекстаккорд рассматривались в своем простейшем виде. Однако, существует и много других вариантов построения этих аккордов. Один и тот же аккордовый тон может браться одновременно в разных октавах, тоны могут чередоваться в различном порядке.
Варианты мажорных секстаккордов от ноты Фа-диез. Все они представляют собой различные комбинации трех тонов: Ре, Фа-диез и Ля. При этом, внизу всегда звук Фа-диез (терцовый тон).
Строить такие аккорды учатся студенты музыкальных училищ с курсе гармонии. При это важно соблюдать следующие принципы:
- В состав аккорда входят звуки только с теми названиями, которые присутствуют и в простейшем виде
- В басу у трезвучия – основной тон, в басу у секстаккорда – терцовый тон, в басу у квартсекстаккорда – квинтовый тон.