СОЛЬФО.RU

Сайт для учеников Е. А. Климина ... и не только

Нотный стан (нотоносец)

 

Нотный стан (нотоносец) - это пять линеек, на которых пишутся ноты:

 

 

 

Нотные головки могут находиться между линейками:

 

 

 

Головки могут нанизываться на линейки,

как бусины:

    

 

 

Головки могут находиться над верхней

линейкой или под нижней:  

 

 

 

Если пяти линеек не хватает,

к нотам приписывают добавочные линейки:  

 

 

 

Нотные головки на нотоносце должны быть небольшими и аккуратными. Когда головки слишком большие, невозможно определить, где они расположены  - на линейках или между линейками. Это - ошибка! Если ноты все время получаются слишком большими, то, возможно, стоит обзавестись другой  тетрадью с более широкими нотоносцами.

 

В начале нотного стана всегда пишется ключ: скрипичный, басовый или какой-нибудь другой. От выбора ключа зависит высота написанных нот:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждая линейка нотного стана имеет номер. Первая линейка - снизу. Выше - вторая, еще выше третья, затем четвертая, а самая верхняя - пятая:

 

 

 

 

Письменное задание по теме «Нотный стан» можно скачать здесь:

 

 

 

_______________________________________

 

Для старшеклассников и родителей

 

Нотный стан был изобретен в XI веке (почти 1000 лет назад) итальянцем Гвидо д'Ареццо, одним из крупнейших средневековых теоретиков музыки. Будучи монахом ордена Бенедиктинцев, он обучал церковных певчих, для которых и придумал такой способ записи музыки. До этого церковные песнопения записывались специальными знаками - невмами, - которые обозначали не высотное положение звуков, а характер движения мелодии. Также, для обозначения отдельных нот могли использовать буквы латинского алфавита (см. Буквенные обозначения нот).

 

Невмы X-XI веков: варианты, характерные для различных регионов. В первом столбце - название невмы, во втором - характер движения мелодии, обозначенный средствами современной нотации. (Hiley D., Szendrey J. [and others]  Notation // Grove dictionary of music and musicians).

 

 

Фрагмент католического песнопения из Антифонария святого Бенигна, конец X века. Красным записаны слова молитвы, выше - буквенные обозначения нот, еще выше - невменная запись мелодии.

 

 

В православном богослужении также использовались знаки, аналогичные европейским невмам. Они назывались знаменами или крюками. Традиция пения по крюкам по сей день сохраняется в некоторых старообрядческих общинах.

 

В Средневековой Европе наиболее близким прототипом нотного стана можно считать так называемую дасийную нотацию. В ней также использовался набор линеек, число которых могло варьироваться от четырех до восемнадцати. В дасийной нотации нет  нотных знаков как таковых. Слоги песнопения записывались в промежутках между линейками на разной высоте, что отражало их звуковысотное положение.  Перед каждой линейкой особыми знаками указывалась  высота звука. В теоретических трактатах запись на линейках (как правило их было две) могла использоваться в случае, если нужно было  обозначить точное интервальное соотношение нот. Также линейки могли добавляться к невмам для уточнения их звуковысотного положения.

 

Двухголосное песнопение «Rex Сaeli Domine» («Господь, Царь Небесный»), записанное в дасийной системе. Конец IX века.

 

На первых порах нотный стан состоял из четырех линеек разного цвета. В начале одной или нескольких из них писалась маленькая буква, обозначавшая высоту тона. Позднее из этих букв возникли ключи, а к четырем линейкам добавилась пятая. На нотном стане, в отличие от дасийной нотации, звуки различной высоты располагаются как между линейками, так и на них.

 

Фрагмент песнопения «O sapentia» («О, мудрость»). Рукопись веремен

Гвидо д'Ареццо. Нотный стан состоит из четырех линеек, красная линия

соответствует ноте Фа. В ее начале стоит особый знак в форме запятой.

Маленькая буква «с» в начале строки между первой и второй линейками

означает, что между ними находится нота До. Знак в конце нотоносца

сообщает, с какой ноты начнется следующая строка.

 

По словам Гвидо д'Ареццо, систему записи на нотном стане он изобрел для того, чтобы певчим не надо было заучивать песнопения наизусть, а можно было сразу прочитать их с листа. Действительно, невмы показывают только приблизительное направление движения мелодии и не дают информации о том, какие именно интервалы должны быть между нотами. Они могут служить хорошей подсказкой, если певчие уже знают песнопение, но верным образом спеть незнакомую мелодию по ним практически невозможно*. Другое преимущество системы нотации, изобретенной Гвидо  д'Ареццо заключается в том, что с ее помощью можно четко и точно записывать самую разнообразную музыку, тогда как невмы подходят в основном для одноголосного церковного пения.

 

* В наше время музыканты, поющие по невмам, делают это, предварительно ознакомившись с более поздними источниками, где дана звуковысотная нотация. Также для этого необходимо глубокое знание стиля европейских церковных песнопений. В русской традиции пение по крюкам и знаменам возможно благодаря так называемым киноварным пометам, уточняющим звуковысотное положение мелодии.

 

Кроме того, благодаря Гвидо д'Ареццо у нас есть привычные названия нот: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.  Только ноту «До» в его времена называли слогом «Ут». Эти слоги, в отличие от буквенных обозначений, очень удобны для пения. Без них не может обойтись ни один урок сольфеджио. Слоговые названия Гвидо д'Ареццо заимствовал из католического гимна святому Иоанну Предтече, в котором каждая строка начинается на ноту выше, чем предыдущая. Первый слог строки соответствует названию ноты:

 

Гимн святому Иоанну Предтече

 

 

 

 

© Евгений Климин 2014-2016. Все права защищены. Разрешено копирование единичных экземпляров в учебных целях. При цитировании ссылка на источник обязательна. Размещение материалов сайта на других ресурсах и использование их в коммерческих целях без разрешения автора запрещено.

счетчик посетителей сайта