Сайт для учеников Е. А. Климина ... и не только
Мажор
Мажорная гамма строится следующим образом: тон-тон-полутон, тон-тон-тон-полутон. Если мы составим звуки таким образом, то из них в большинстве случаев получится светлая, радостная, а может быть даже очень веселая музыка.
«Тон-тон-полутон, тон-тон-тон-полутон», – это следует вызубрить, как скороговорку. Напоминаю, что полутон – это самое маленькое расстояние между нотами по высоте. Например, две соседние клавиши или два соседних лада на грифе гитары, балалайки или домры. Тон – это расстояние побольше, когда между клавишами помещается еще одна, или, например, лады на грифе идут через один.
Расстояния между звуками гаммы Ре мажор.
В мажоре полутоны расположены между III и IV ступенями и между VII и I ступенями.
В мажоре есть три устойчивые ступени – I, III и V.
Полутоны в гаммах До мажор и Фа мажор.
Когда мы поем мелодию, в ней по очереди звучат разные ступени гаммы. Если звучат устойчивые ступени, музыка успокаивается и даже может закончится. Если появляются неустойчивые ступени, в музыке ощущается вопрос, она чувствует себя неуютно и просит продолжения. Неустойчивые ступени притягиваются к устойчивым – музыка хочет перейти с устойчивых ступеней на устойчивые. Когда после неустойчивой ступени звучит устойчивая, происходит разрешение.
Тяготение – это стремление музыки от неустойчивых ступеней к устойчивым.
Разрешение – движение музыки от неустойчивых ступеней к устойчивым.
При выполнении некоторых заданий нужно четко видеть, где устойчивые ступени, а где неустойчивые. Тогда устойчивые пишутся как пустые горошины, а неустойчивые – как закрашенные. В наиболее простых и типичных случаях неустойчивая ступень разрешается в ближайшую к ней устойчивую:
II ступень тянется к I и III ступеням.
IV ступень тянется к III и V ступеням.
VI ступень тянется к V ступени
VII ступень тянется к I ступени.
Лучше всего это показывает гамма с обозначением тяготений, так называемая «гамма со стрелками».
«Гаммы со стрелками» (До мажор и Фа мажор с указанием тяготений).