СОЛЬФО.RU

Сайт для учеников Е. А. Климина ... и не только

Диссонанс

 

Диссонанс - это такое сочетание звуков, при котором между ними возникает конфликт. Если Вы взяли одновременно два или несколько звуков, и чувствуете в звучании некоторое напряжение, раздраженность, это и есть диссонанс. Если же звуки находятся в согласии между собой, это называется консонанс.

 

В младших классах музыкальной школы на уроке можно отвечать так:

Диссонанс - это когда звуки ссорятся. Запомните, для начала, это определение.

 

Послушайте пример, где звучат диссонансы и консонансы. Обычно не нужно никаких подсказок, чтобы отличить их друг от друга на слух.

В начале - четыре диссонанса, затем четыре консонансаПодсказка:

 

К диссонирующим интервалам относятся: секунда, тритон, септима, нона и др. Чистая кварта, если взять ее отдельно, тоже, чаще всего, оценивается как диссонанс, но в составе аккордов звучит как консонанс. Чтобы правильно отвечать в классе, нужно заранее выяснить, как относится к кварте Ваш учитель.

 

Не стоит думать, что диссонансы - это плохие созвучия, которых не должно быть в музыке. Почти в каждом произведении есть диссонансы. Они придают музыке остроту, делают ее интересной. Диссонансы - соль и перец музыки. Без них она была бы пресной и скучной, как сказка, в которой от начала до конца принц и принцесса только и делают, что живут долго и счастливо. Например, малая секунда сама по себе звучит довольно неприятно. Но многое может измениться, когда она окажется внутри музыки:

 

Джаз, произведения композиторов XX века и музыка многих народов мира бывают весьма густо «приправлены» диссонансами. Послушайте, как звучит литовское народное многоголосие сутартинес*.

 

Сутартинес «Mano vaiikas» исполняет ансамбль «Trys keturiose», художественный руководитель Daiva Račiūnaitė-Vyčinienė, © 1998.

 

*Сутартинес - не одна песня, а особый тип многоголосных песен и наигрышей на духовых инструментах. Сутартинес поют и играют в Литве - небольшом европейском государстве, которое граничит с Россией на северо-западе. Конечно же, литовцы поют песни на своем родном языке, который в нашей стране, к сожалению, знают лишь немногие.

 

Упражнения, с помощью которых можно потренироваться отличать консонансы от диссонансов находятся здесь.

 

____________________________________________

Для старшеклассников и взрослых

 

Учение о консонансе и диссонансе в европейской теории музыки ведет свое начало со времен Древней Греции. Взгляд на роль диссонанса менялся по мере исторического развития. В церковной музыке европейского Средневековья встречаются примеры, где диссонансы отсутствуют вовсе. В эпоху Возрождения диссонансы употреблялись очень аккуратно и согласно строгим правилам. Композиторы эпох Барокко и Классицизма использовали диссонансы более смело, но всегда трактовали их как неустойчивые созвучия, требовавшие разрешения. Последнее слово всегда должно было оставаться за консонансом, который главенствовал над диссонансом. Во второй половине XIX века известны случаи, когда диссонансы или цепочки диссонирующих созвучий оставались без разрешения. XX век стал временем эмансипации диссонанса. Многие композиторы этого времени выступали за то, чтобы рассматривать диссонирующие созвучия как самостоятельные, имеющие равные права с консонансами.

 

Оценка созвучий по критериям «спокойное-напряженное», «приятное-неприятное», «устойчивое-неустойчивое» зависит от стиля и других традиционных особенностей музыки, а также от слухового опыта человека, который ее слушает. Представления о  консонансе и диссонансе, сложившиеся в классической музыке, неприменимы ко многим другим музыкальным культурам. Например в литовском многоголосном пении секунда звучит спокойно и устойчиво наравне с примой и терцией. Соответственно, между этими интервалами нет деления на консонансы и диссонансы.

 

В современной физике поставлен ряд опытов с целью выявить объективные основы восприятия консонансов и диссонансов, общие для всех людей со здоровым слухом. В этих экспериментах участвовали люди без музыкального образования, а созвучия, которые они должны были оценивать, давались сами по себе, отдельно от музыки. При попытке повторить такой эксперимент во время лекции в школе звонарей, одна из студенток сказала: «звучит приятно», – именно в тот момент, когда, по данным физики, звучание должно было производить максимально неприятный эффект. Вероятно, это обусловлено ее слуховым опытом, так как русские колокольные звоны – еще один пример традиции, где музыка насыщена созвучиями, которые в классическом понимании являются диссонансами.

 

Универсальных правил, который позволили бы установить, что есть диссонанс и что является консонансом для всей музыки в целом, не существует.  Сталкиваясь с новым стилем музыки, национальной или исторической музыкальной традицией, эти понятия каждый раз необходимо определять заново.

 

© Евгений Климин 2014-2016. Все права защищены. Разрешено копирование единичных экземпляров в учебных целях. При цитировании ссылка на источник обязательна. Размещение материалов сайта на других ресурсах и использование их в коммерческих целях без разрешения автора запрещено.

счетчик посетителей сайта