Сайт для учеников Е. А. Климина ... и не только
Доминантсептаккорд
Учебное видео по этой теме можно посмотреть здесь.
Септаккорд – это аккорд из четырех звуков на расстоянии терции.
Доминантсептаккорд – септаккорд на пятой ступени мажора и гармонического минора. Пятая ступень называется доминанта, благодаря ей этот септаккорд получил свое имя.
Доминантсептаккорд – наиболее типичный носитель функции доминанты (ощущение конфликта, остро поставленного вопроса) и один из наиболее важных аккордов в музыке. По своему характеру он противоположен тоническому трезвучию, которое выражает покой и устойчивость. Два этих аккорда часто приходятся на основные точки в развитии музыкального произведения: доминантсептаккорд выражает высшую степень напряжения, кульминацию, и остро требует разрешения в тоническое трезвучие.
СтруктурадоминантсептаккордаДоминантсептаккорд – частный случай септаккорда. То есть, в простейшем виде он состоит из четырех звуков на расстоянии терции. По структуре он малый мажорный. Это значит, что три нижних звука складываются в мажорное трезвучие, а между крайними образуется малая септима.
Доминантсептаккорд обозначается латинской буквой D и цифрой 7: D7.
Аккордовые тоны доминантсептаккордаНижний звук любого септаккорда называется основной тон, выше – терцовый тон, еще выше – квинтовый тон и самый верхний – тон септимы.
У доминантсептаккорда основной тон – пятая ступень, терцовый тон – седьмая ступень (в миноре – седьмая повышенная), квинтовый тон – вторая ступень и тон септимы – четвертая ступень.
Если Вы строите доминантсептаккорд в мажоре, Вам не нужно беспокоиться о его структуре: благодаря знакам при ключе все большие и малые терции выстроятся в нужных местах автоматически. В миноре для доминантсептаккорда требуется VII повышенная ступень. Не забудьте поставить знак седьмой гармонической (чаще всего это диез или бекар) перед терцовым тоном.
Доминантсептаккорд – неустойчивый и требует разрешения. В классической музыке доминантсептаккорд разрешается согласно строгим правилам. Основной тон идет на кварту вверх (также можно повести его на квинту вниз). Терцовый тон идет на ступень выше и также разрешается в тонику. Точно также в тонику разрешается квинтовый тон – он идет на ступень вниз. И только тон септимы движется в третью ступень, на ступень ниже.
Разрешение доминантсептаккорда
Например, если это будут петь четыре певца, то нижний голос споет пятую ступень и затем первую; средний – седьмую ступень, затем – первую; еще один средний – вторую и затем первую; верхний – четвертую и затем – третью ступени.
Аккорд, в который разрешается доминантсептаккорд выглядит странно – как терция, нижний звук которой утраивается в унисон или в октаву. Это – вариант тонического трезвучия. У него отсутствует квинтовый тон. Поэтому снизу под ним обычно пишут "неп.", что значит неполное. Зато основной тон у него берется три раза. Поэтому справа от обозначения аккорда приписывают "xx1" (1 – основной тон). В курсе сольфеджио этот аккорд иногда также называют тонической терцией.
Примеры разрешения доминантсептаккорда
Для старшеклассников и родителей
Подробно доминантсептаккорд изучается в курсе гармонии в музыкальных училищах. В этой статье, написанной для учеников музыкальных школ, следует остановиться лишь на некоторых моментах. Их следует иметь в виду, если Вы импровизируете, сочиняете музыку или, к примеру, подбираете аккомпанемент к любимой песне.
Во-первых, в классической гармонии доминантсептаккорд берется не только в элементарном виде, но и в других расположениях. В басу у него всегда основной тон, а вот другие тоны могут идти в различном порядке, переноситься на октаву, удваиваться. Однако, правило разрешения соблюдается во всех случаях.
Различные варианты построения доминантсептаккорда с разрешением
Во-вторых, существует неполный доминантсептаккорд, у которого отсутствует квинтовый тон, а основной удваивается. Неполный доминантсептаккорд разрешается в полное тоническое трезвучие (1). И наоборот – полный доминантсептаккорд разрешается в неполное тоническое трезвучие (2).
Неполный (1) и полный (2) доминантсептаккорд с разрешением
В-третьих, доминантсептаккорд может разрешаться не в тоническое трезвучие, а в трезвучие шестой ступени. Такой гармонический оборот называется прерванным. В типичных случаях он как бы отсрочивает конец музыкального произведения, а после него звучит полная каденция, в которой доминантсептаккорд положенным образом разрешается в тоническое трезвучие.