СОЛЬФО.RU

Сайт для учеников Е. А. Климина ... и не только

8/8 Класс, вторник 18.10

папка с материалами для экзаменов

 

 

К 11.04.2022

1) После каникул 11 апреля будет пробный экзамен по билетам с V по X. В присутствии кого-то из завучей. Подготовьтесь, пожалуйста, как следует. Ответы по теории из последних билетов выложу чуть позже.

 

2) Диктант в ми миноре

 

К 28.03.2022

1) Сдаём одноголосие наизусть: 616, 617 и особенно 721

2) Сдаём все! номера по чтению с листа

3) Еще раз отвечаем теорию по характерным интервалам и тритонам

 

 

К 21.03.2022

1) Сдаём все номера двухголосия: 226, 228 и 246

 

2) Диктант в Ре мажоре

 

3) Как следует готовим ответы по теории: тритоны и характерные интервалы. Файл здесь

 

 

 

К 14.03.2022

1) Двухголосие №228

2) 336 и 345 из чтения с листа. Ссылки исправил, должны открываться

3) - Спеть в тональности B-dur все аккорды на V ступени. Разрешить их.

- Спеть в тональности А-dur все аккорды на II ступени. Разрешить их.

- Спеть в тональности B-dur все аккорды на VII ступени. Разрешить их.

 

4) Диктант в до миноре

Lb

 

 

 

 

К 07.03.2022

1) Выписываем и твёрдо запоминаем информацию по операм на сюжеты Пушкина:

Евгений Онегин, Пиковая Дама, Руслан и Людмила, Русалка, Золотой петушок, Сказка о царе Салтане, Борис Годунов

 

Гоголя: Черевички (Кузнец Вакула), Сорочинская ярмарка, Мёртвые души.

 

Композитор, жанр произведения (сказка, поэма, драма, повесть итд), на чей сюжет написано.

 

2) Номера 312, 313 и 320 из чтения с листа для экзамена. Ноты здесь и здесь

 

3) Всё предыдущее ДЗ – доделать и исправить.

 

К 28.02.2022

1) До 21 февраля каждый должен прислать пять видео:

- двухголосие 226 играем верхний, поём нижний

- двухголосие 226 играем нижний, поём верхний

- двухголосие 246 играем верхний, поём нижний

- двухголосие 246 играем нижний, поём верхний

- одноголосие 617 наизусть

 

2) До 26 февраля включительно прислать:

- двухголосие 228 играем верхний, поём нижний

- двухголосие 228 играем нижний, поём верхний

 

3) к 28 сделать задания из билетов на интервалы от звука

- Спеть от звука «es» ув.5 и разрешить ее в 2 тональности.

- Спеть от звука «fis» ум.4 и разрешить ее в 2 тональности.

- Спеть от звука «des» ув.2 и разрешить ее в 2 тональности.

- Спеть от звука «сis» ум.7 и разрешить ее в 2 тональности.

- Спеть от звука «f» ув.4 и разрешить ее в 4 тональности.

- Спеть от звука «fis» ум.5 и разрешить ее в 4 тональности.

 

Напоминаю:

- Если это ум.5 то разрешение будет в две параллельные и две одноименные к параллельным. Ум.5 разрешаем в б3 – оба звука пишутся на пол тона. Добавляем ноту сверху, получаем Б53 – это тоническое в мажоре. Добавляем ноту снизу – это М53, тоническое в миноре. Далее находим две одноименные. При разрешении верхний движется на пол тона, нижний на тон. Потом наоборот.

 

- ув.4 та же фигня. Разрешаем в м6, строим обращение, получится б3. Далее определяем тональности так же, как для ум.5. При разрешении оба голоса идут на пол тона, или верхний на тон, а нижний на пол тона, или наоборот.

 

- ум.7 разрешается в ч.5. Втыкаем ноту посередине, получаем Б53, другую ноту – М53. Это тонические трезвучия в двух тональностях. Это характерный интервал. Одна из нот обязательно шестая гармоническая или седьмая гармоническая.

 

- ув.2 та же фигня. Разрешаем в ч.4, обращение – ч.5 и далее как с ум.7

 

- ув.5 и ум.4. Одна из нот остаётся на месте, другая идёт на пол тона. Если вверх, это VII+ в миноре. Если вниз, это VI- в мажоре.

 

 

К 14.02.2022

- Двухголосие №№226 и 246. Прорабатываем, сдаём.

- Одноголосие наизусть №№721 и 617. Прорабатываем, сдаём

- Делаем аккордовые задания из билетов 4,5.6:

 

К 07.02.2023

1) Учим хорошенько: Хроматизм – берём ноту натуральной гаммы и меняем высоту на пол тона.

 

2) Слушаем подкаст по теории из четвёртого билета. Пишем его конспект

 

3) Готовим теоретические ответы из билетов 1, 2 и 3

 

4) Ну и собсно готовим четвёртый билет. С особым вниманием на двухголосие.

 

 

К 31.01.2023

1) Готовим третий билет

 

 

2) Особенно  ответ по теории. Слушаем мой так скать подкаст, конспектируем, пересказываем.

 

3) Качественно пересказываем ответы на вопросы 10, 11 и 12 по музлитре. конспект здесь

 

 

К 24.01.2023

1) Готовим второй билет

 

2) Готовим ответ по теоретическому вопросу. Конспект здесь

 

 

3) пишем диктант Ля мажор, который был в классе

 

вариант без форшлагов

 

с форшлагами (написать нужно с ними)

 

4) В рамках подготовки к экзу по музлитре нужно ответить на вопрос, какие вам известны музыкальные театры в России и в мире. Вам известны:

- Ла Скала (Милан)

- Мариинский театр (СПб)

- Большой театр (МСК)

- Ковент Гарден (Лондон)

- Метрополитен Опера (Нью-Йорк)

- Сиднейский оперный театр.

 

Посмотрите и выпишите в тетради по музлитре, в какое примерно время они были основаны (датами мозг не загружайте – век и какая половина – всё), чем знамениты

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

К 17.01.2023. Первый билет. Часть материалов по нему нужно прислать заранее. Полный объём – красиво ответить на уроке.  Заранее – крайний срок вечер сб. 14 января.

 

Ответы на вопросы 1, 2, 3, 4 присылаем в письменном виде заранее, пение – готовим к уроку. Заранее – крайний срок вечер сб. 14 января.

 

Видео с пением двухголосия также присылаем крайний срок в сб.

играем верхний, поём нижний. играем нижний, поём верхний. оба варианта.

 

16 аккордов это: Б53, М53, Ум53, Ув53, Б6, М6, Б64, М64, М.маж.7, М.маж.65, М.маж.34, М.маж.2, Б.маж.7, М.мин.7, М.ум.7, Ум.7

 

Образец от Соль:

 

Конспект по теме «квинтовый круг» – здесь. В нём две страницы

 

Статья по буквенным обозначениям звуков и тональностей – здесь

 

- - - - - - - - -- - - - - - - - - - - - -- -- ---- - -- - -

 

 

 

 

К 10.01.2023

1) Еще один диктант в ре миноре с теми же ритмическими приёмами, что и предыдущий

 

2) Двухголосие 246

- играем два голоса, поём верхний

- играем два голоса, поём нижний

- играем верхний, поём нижний

- играем нижний, поём верхний

 

3) Даю конспект по Барокко. Это – ответ по экзаменационному билету. На уроке будете отвечать как на экзамене.

 

4) То же с конспектом по по оркестру

 

«У меня не открывалось» = докладная и недопуск к экзамену. Если есть проблемы с файлом – пишите на вацап.

 

 

К 27.12.2022

1) Диктант в ре миноре (был в классе)

 

2) Двухголосие №130. Он гораздо проще предыдущего. Подготовьте, чтобы звучало хорошо. Либо заранее разбиваетесь на пары и поёте вдвоём. Либо сдаёте за инструментом.

 

Так или иначе, учим дома по схеме

- играем два голоса, поём верхний

- играем два голоса, поём нижний

- играем верхний, поём нижний

- играем нижний, поём верхний

 

3) Проверяем и дописываем конспект по симфоническому оркестру.

 

4) Прошу всех принести по 10 листов обычной принтерной бумаги А4.

 

 

К 20.12.2022

1) Готовим еще раз доклад по Сицилиане Шумана. Даю ГДЗ

серединная каденция – полная автентическая

заключительная – полная автентическая

2) двухголосие повторяем

3) диктант в до# миноре

 

 

 

К 13.12.2022

1) Двухголосие 247

2) Определить аккорды в  сицилиане Роберта Шумана. До двойной черты на второй строке. Там начиная с пятого такта – модуляция, сиречь смена тональности.

3) Переписываем и учим конспект по симфоническому оркестру.

4) Смотрим «Путеводитель по оркестру для юношества» Бенджамина Бриттена и разбираемся, где там какая группа и что за инструмент.

 

 

К 06.12.2022

1) Нужно сыграть арию Альмиры из прошлого ДЗ. Пианисты играют обычным образом. Гитаристы – вдвоём на гитаре. Остальные объединяются по двое и играют один левую руку, другой правую.

 

ПРИ НЕВНЯТНОЙ ИГРЕ ВНОШУ СПИСОК, ЧТОБЫ НА ПЕДСОВЕТЕ ПОСТАВИТЬ ВОПРОС О НЕДОПУСКЕ К ЭКЗАМЕНУ.

 

2) То же самое касается рассказа про аккорды и каденции. Выкладываю фото с доски.

 

Даю аудио с разбором. Слушайте, глядя в ноты

 

То, что не попало в рассказ.

Серединная каденция – устойчивая, полная первого рода

Заключительная – устойчивая, полная второго рода

 

Те, кто пропустил – это сложно.  Это сперва непонятно. Напрягите логику, сопоставьте с нотами арии (см. прошлое задание), разберитесь по тактам, какие где аккорды и почему. Номера тактов на доске есть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К 29.11.2022

1) Переписываем конспект

 

2) Вычисляем основной вид аккорда, пишем его, определяем обращение, подписываем аккорд в тональности – как в образце выше. Тональность та же.

* Ноты в басовом ключе считаются. Первый аккорд это не только си-ми-соль# в правой руке, но и ми в левой.

 

3) Переписываем конспект по неаккордовым звукам

 

4) Играем арию Генделя. Её реально нужно сыграть. Красиво. И не-пианистам тоже.

 

5) Делаем гармонический анализ этой арии

- Какие там аккорды?

- там есть два предложения. Первое заканчивается каденицией – какой? Второе заканичивается каденцией – какой?

- неаккордовые звуки. там точно есть задержание, предъём, вспомогательный звук, проходящее движение

 

- - - - - - - - - - - - - - -- - - - - - - - - - - - - - --- ---- -- - -- -- - - - - - - - -

 

К 15.11.2022

1) Учебник Золиной по сольфо за 7-8 классы. Нужно или купить или скачать. Скачивается по первому запросу в яндексе

 

из него стр. 281 номер 552. Нужно сыграть, разобраться какие там аккорды, выявить две каденции и расписать, что это за каденции

 

Это всё. Задание сложное, нужно сделать четко. Пианистам – красиво сыграть.

 

 

К 08.11.2022

1) Посмотрел еще раз разные источники, даю уточнение по типологии каденций. За основу взят классический учебник гармонии, написанный лениградской бригадой: Дубовский, Евсеев, Способин, Соколов.

 

- По месту в музыке:

-- Серединная. Не в конце построения . Обычно, менее устойчивая, нежели заключительная

-- Заключительная. (Сюрприз!) В конце построения

 

- По завершению

-- Устойчивая - заканчивается на тонике

по Золиной – полная. Тут терминологическое противоречие с полной в смысле TSDT

-- Половинная - заканчивается на D (реже на S)

-- Прерванная - заканчивается на VI

 

- По аккордовому составу

-- Плагальная – в основе S

-- Автентическая – в основе D

-- Полная – содержит T, S и D

о полной I и II рода написано в учебнике по гармонии Тюлина и Привано. (еще есть здесь)

I рода – ...S D T; II рода – ... S T K64 D T

 

2) Кого не было, перепишите конспект по гарм. анализу

Кто был – обратите внимание, там уточнена терминология по устойчивой, половинной и прерванной каденции

 

3) Найдите время разобраться в этом, выписать и выучить термины

 

4) Делаем гарм. анализ аккордовой цепочки.

 

5) Пишем продолжение прошлого диктанта. Играю с аккордами, вам нужно записать только мелодию

 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

 

К 01.10.2022

1) Диктант в Си-бемоль мажоре - для тех, кто не написал в классе

2) Пение всего, что было задано к прошлому уроку – довести до совершенства:

- номер

- тритоны

- !!!аккордовый диктант

 

Номер, как он должен звучать, можно послушать здесь

 

 

К 25.10.2022

1) Кого не было – перекатывайте с доски

 

2) Строим тритон от соль#(ляb) с разрешением в восемь тональностей по образцу на доске. Отрабатываем пение этого всего

 

3) аккордовый диктант в фа миноре

обычное проигрывание

фокус на бас

 

4) №714

- - - - - - - - - - - - - - - - -- - - - - - ----- -- -- - - ----- -  -- - -

 

К 18.10.2022

1) На повторение. Построить тритоны с разрешениями в Си мажоре гармоническом и соль# миноре гармоническом.

Кто забыл про гарм минор – смотрите видео здесь

По тритонам в гарм мажоре могу предложить схему

2) Нужно отработать и сдать пение этих тритонов

3) Нужно четко ответить на любые вопросы по поводу того, что такое тритон, что является тритоном, на каких ступенях они строятся в натуральном, гармоническом, мажоре, миноре и во что разрешаются

4) Пишем ГДЗ по аккордам из прошлого диктанта. На уроке забыл сказать, что неаполитанский секстаккорд обозначается N6 или II6-1

5) Играем эти аккорды. Поём эти аккорды.

6) Еще один аккордовый диктант с аналогичными сложностями с си-бемоль миноре

обычное проигрывание

фокус на бас

7) Напомнить Е.А., чтобы задал в следующий раз №714

 

 

 

К 04.10.2022

1) Занятия 4 октября не будет. Вместо этого приглашаю всех в большой зал музыкальной школы на концерт, посвященный дню учителя. Жду фотки письменного ДЗ.

2) Диктант в соль миноре (было в классе)

3) Аккордовый диктант в соль миноре

обычное проигрывание

 

проигрывание с фокусом на бас

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

К 27.09.2022

1) проверяем и доделываем всё предыдущее ДЗ.

Внимательно проверьте все интервалы:

Ум53 – две малые терции; Ум6 – внизу м3, наверху ув4; Ум64 – внизу ув4, наверху м3

Ув53 – две б3; Ув6 – внизу б3, наверху ум4; Ув64 – внизу ум4, наверху б3.

Ув53, Ув6 и Ув64, если строить их от одной ноты, звучат одинаково. Это называется энгармонически равные аккорды

2) То же касается пения номеров с аккордами

3) Переписываем и учим теорию, которая была на уроке (у кого не открывается – пишите на вацап)

 

К 20.09.2022

1) Строим от ноты Фа: Б53, М6, Б64, М64, Б6, М53, М.мин.7, М.маж.7, Б.маж.7, М.ум.7, Ум.7.

 

2) Задание на 5+. От той же ноты (можно заменить на ми#) построить

Ум53, Ум6, Ум64, Ув53, Ув6, Ув64

 

3) Подобрать аккорды к номерам из предыдущего задания. В первом номере получается так (по строчкам):

E, B7, E, C#m, B7, E, F#m, B7, E

C G7 C E, B7, E

 

Для фортепиано лучше, если сообразите сами. Можно посмотреть здесь

 

Ко второму номеру аккорды подберите сами. Исходя из того, какая тональность в начале (по знакам) и после двойной черты (в старых учебниках опечатка – там не три диеза, а четыре)

 

4) Эти номера нужно сыграть и спеть с аккордами. На выбор – играть на гитаре, на ф-но, баян-аккордеоне или чем-то еще

 

5) Аккордовый диктант в Ми мажоре

 

6) Вспоминаем, как слушали на уроке Седьмую симфонию Прокофьева. В первой части поставлен серьёзный вопрос, и последние два аккорда – мажор и одноименный минор – как бы говорят, что ответ не найден. Но первая часть это не конец Симфонии. Далее идут еще три (сколько всего?)

 

Слушаем Симфонию целиком здесь

 

Какой же вывод делает композитор в самом конце? В пользу мажора или минора?

 

В первой части мы на уроке обращали внимание на главную партию (трудное размышление), побочную партию (окончательный восторг от жизни) и заключительную партию (сказка). Встречаются ли они еще где-то, помимо первой части?

 

-----------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

К 13.09.2022

1) №№706 и 707. Последний отработать так, чтобы на уроке четко спеть на два голоса

2) Диктант в до миноре (был в классе)

3) Аккордовый диктант в до миноре

обычное проигрывание

с фокусом на бас

© Евгений Климин 2014-2016. Все права защищены. Разрешено копирование единичных экземпляров в учебных целях. При цитировании ссылка на источник обязательна. Размещение материалов сайта на других ресурсах и использование их в коммерческих целях без разрешения автора запрещено.

счетчик посетителей сайта