Сайт для учеников Е. А. Климина ... и не только
8/8 Класс, вторник 18.10
папка с материалами для экзаменов
К 11.04.2022
1) После каникул 11 апреля будет пробный экзамен по билетам с V по X. В присутствии кого-то из завучей. Подготовьтесь, пожалуйста, как следует. Ответы по теории из последних билетов выложу чуть позже.
2) Диктант в ми миноре
К 28.03.2022
1) Сдаём одноголосие наизусть: 616, 617 и особенно 721
2) Сдаём все! номера по чтению с листа
3) Еще раз отвечаем теорию по характерным интервалам и тритонам
К 21.03.2022
1) Сдаём все номера двухголосия: 226, 228 и 246
2) Диктант в Ре мажоре
3) Как следует готовим ответы по теории: тритоны и характерные интервалы. Файл здесь
К 14.03.2022
1) Двухголосие №228
2) 336 и 345 из чтения с листа. Ссылки исправил, должны открываться
3) - Спеть в тональности B-dur все аккорды на V ступени. Разрешить их.
- Спеть в тональности А-dur все аккорды на II ступени. Разрешить их.
- Спеть в тональности B-dur все аккорды на VII ступени. Разрешить их.
4) Диктант в до миноре
Lb
К 07.03.2022
1) Выписываем и твёрдо запоминаем информацию по операм на сюжеты Пушкина:
Евгений Онегин, Пиковая Дама, Руслан и Людмила, Русалка, Золотой петушок, Сказка о царе Салтане, Борис Годунов
Гоголя: Черевички (Кузнец Вакула), Сорочинская ярмарка, Мёртвые души.
Композитор, жанр произведения (сказка, поэма, драма, повесть итд), на чей сюжет написано.
2) Номера 312, 313 и 320 из чтения с листа для экзамена. Ноты здесь и здесь
3) Всё предыдущее ДЗ – доделать и исправить.
К 28.02.2022
1) До 21 февраля каждый должен прислать пять видео:
- двухголосие 226 играем верхний, поём нижний
- двухголосие 226 играем нижний, поём верхний
- двухголосие 246 играем верхний, поём нижний
- двухголосие 246 играем нижний, поём верхний
- одноголосие 617 наизусть
2) До 26 февраля включительно прислать:
- двухголосие 228 играем верхний, поём нижний
- двухголосие 228 играем нижний, поём верхний
3) к 28 сделать задания из билетов на интервалы от звука
- Спеть от звука «es» ув.5 и разрешить ее в 2 тональности.
- Спеть от звука «fis» ум.4 и разрешить ее в 2 тональности.
- Спеть от звука «des» ув.2 и разрешить ее в 2 тональности.
- Спеть от звука «сis» ум.7 и разрешить ее в 2 тональности.
- Спеть от звука «f» ув.4 и разрешить ее в 4 тональности.
- Спеть от звука «fis» ум.5 и разрешить ее в 4 тональности.
Напоминаю:
- Если это ум.5 то разрешение будет в две параллельные и две одноименные к параллельным. Ум.5 разрешаем в б3 – оба звука пишутся на пол тона. Добавляем ноту сверху, получаем Б53 – это тоническое в мажоре. Добавляем ноту снизу – это М53, тоническое в миноре. Далее находим две одноименные. При разрешении верхний движется на пол тона, нижний на тон. Потом наоборот.
- ув.4 та же фигня. Разрешаем в м6, строим обращение, получится б3. Далее определяем тональности так же, как для ум.5. При разрешении оба голоса идут на пол тона, или верхний на тон, а нижний на пол тона, или наоборот.
- ум.7 разрешается в ч.5. Втыкаем ноту посередине, получаем Б53, другую ноту – М53. Это тонические трезвучия в двух тональностях. Это характерный интервал. Одна из нот обязательно шестая гармоническая или седьмая гармоническая.
- ув.2 та же фигня. Разрешаем в ч.4, обращение – ч.5 и далее как с ум.7
- ув.5 и ум.4. Одна из нот остаётся на месте, другая идёт на пол тона. Если вверх, это VII+ в миноре. Если вниз, это VI- в мажоре.
К 14.02.2022
- Двухголосие №№226 и 246. Прорабатываем, сдаём.
- Одноголосие наизусть №№721 и 617. Прорабатываем, сдаём
- Делаем аккордовые задания из билетов 4,5.6:
К 07.02.2023
1) Учим хорошенько: Хроматизм – берём ноту натуральной гаммы и меняем высоту на пол тона.
2) Слушаем подкаст по теории из четвёртого билета. Пишем его конспект
3) Готовим теоретические ответы из билетов 1, 2 и 3
4) Ну и собсно готовим четвёртый билет. С особым вниманием на двухголосие.
К 31.01.2023
1) Готовим третий билет
2) Особенно ответ по теории. Слушаем мой так скать подкаст, конспектируем, пересказываем.
3) Качественно пересказываем ответы на вопросы 10, 11 и 12 по музлитре. конспект здесь
К 24.01.2023
1) Готовим второй билет
2) Готовим ответ по теоретическому вопросу. Конспект здесь
3) пишем диктант Ля мажор, который был в классе
вариант без форшлагов
с форшлагами (написать нужно с ними)
4) В рамках подготовки к экзу по музлитре нужно ответить на вопрос, какие вам известны музыкальные театры в России и в мире. Вам известны:
- Ла Скала (Милан)
- Мариинский театр (СПб)
- Большой театр (МСК)
- Ковент Гарден (Лондон)
- Метрополитен Опера (Нью-Йорк)
- Сиднейский оперный театр.
Посмотрите и выпишите в тетради по музлитре, в какое примерно время они были основаны (датами мозг не загружайте – век и какая половина – всё), чем знамениты
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
К 17.01.2023. Первый билет. Часть материалов по нему нужно прислать заранее. Полный объём – красиво ответить на уроке. Заранее – крайний срок вечер сб. 14 января.
Ответы на вопросы 1, 2, 3, 4 присылаем в письменном виде заранее, пение – готовим к уроку. Заранее – крайний срок вечер сб. 14 января.
Видео с пением двухголосия также присылаем крайний срок в сб.
играем верхний, поём нижний. играем нижний, поём верхний. оба варианта.
16 аккордов это: Б53, М53, Ум53, Ув53, Б6, М6, Б64, М64, М.маж.7, М.маж.65, М.маж.34, М.маж.2, Б.маж.7, М.мин.7, М.ум.7, Ум.7
Образец от Соль:
Конспект по теме «квинтовый круг» – здесь. В нём две страницы
Статья по буквенным обозначениям звуков и тональностей – здесь
- - - - - - - - -- - - - - - - - - - - - -- -- ---- - -- - -
К 10.01.2023
1) Еще один диктант в ре миноре с теми же ритмическими приёмами, что и предыдущий
2) Двухголосие 246
- играем два голоса, поём верхний
- играем два голоса, поём нижний
- играем верхний, поём нижний
- играем нижний, поём верхний
3) Даю конспект по Барокко. Это – ответ по экзаменационному билету. На уроке будете отвечать как на экзамене.
4) То же с конспектом по по оркестру
«У меня не открывалось» = докладная и недопуск к экзамену. Если есть проблемы с файлом – пишите на вацап.
К 27.12.2022
1) Диктант в ре миноре (был в классе)
2) Двухголосие №130. Он гораздо проще предыдущего. Подготовьте, чтобы звучало хорошо. Либо заранее разбиваетесь на пары и поёте вдвоём. Либо сдаёте за инструментом.
Так или иначе, учим дома по схеме
- играем два голоса, поём верхний
- играем два голоса, поём нижний
- играем верхний, поём нижний
- играем нижний, поём верхний
3) Проверяем и дописываем конспект по симфоническому оркестру.
4) Прошу всех принести по 10 листов обычной принтерной бумаги А4.
К 20.12.2022
1) Готовим еще раз доклад по Сицилиане Шумана. Даю ГДЗ
серединная каденция – полная автентическая
заключительная – полная автентическая
2) двухголосие повторяем
3) диктант в до# миноре
К 13.12.2022
1) Двухголосие 247
2) Определить аккорды в сицилиане Роберта Шумана. До двойной черты на второй строке. Там начиная с пятого такта – модуляция, сиречь смена тональности.
3) Переписываем и учим конспект по симфоническому оркестру.
4) Смотрим «Путеводитель по оркестру для юношества» Бенджамина Бриттена и разбираемся, где там какая группа и что за инструмент.
К 06.12.2022
1) Нужно сыграть арию Альмиры из прошлого ДЗ. Пианисты играют обычным образом. Гитаристы – вдвоём на гитаре. Остальные объединяются по двое и играют один левую руку, другой правую.
ПРИ НЕВНЯТНОЙ ИГРЕ ВНОШУ СПИСОК, ЧТОБЫ НА ПЕДСОВЕТЕ ПОСТАВИТЬ ВОПРОС О НЕДОПУСКЕ К ЭКЗАМЕНУ.
2) То же самое касается рассказа про аккорды и каденции. Выкладываю фото с доски.
Даю аудио с разбором. Слушайте, глядя в ноты
То, что не попало в рассказ.
Серединная каденция – устойчивая, полная первого рода
Заключительная – устойчивая, полная второго рода
Те, кто пропустил – это сложно. Это сперва непонятно. Напрягите логику, сопоставьте с нотами арии (см. прошлое задание), разберитесь по тактам, какие где аккорды и почему. Номера тактов на доске есть.
К 29.11.2022
1) Переписываем конспект
2) Вычисляем основной вид аккорда, пишем его, определяем обращение, подписываем аккорд в тональности – как в образце выше. Тональность та же.
* Ноты в басовом ключе считаются. Первый аккорд это не только си-ми-соль# в правой руке, но и ми в левой.
3) Переписываем конспект по неаккордовым звукам
4) Играем арию Генделя. Её реально нужно сыграть. Красиво. И не-пианистам тоже.
5) Делаем гармонический анализ этой арии
- Какие там аккорды?
- там есть два предложения. Первое заканчивается каденицией – какой? Второе заканичивается каденцией – какой?
- неаккордовые звуки. там точно есть задержание, предъём, вспомогательный звук, проходящее движение
- - - - - - - - - - - - - - -- - - - - - - - - - - - - - --- ---- -- - -- -- - - - - - - - -
К 15.11.2022
1) Учебник Золиной по сольфо за 7-8 классы. Нужно или купить или скачать. Скачивается по первому запросу в яндексе
из него стр. 281 номер 552. Нужно сыграть, разобраться какие там аккорды, выявить две каденции и расписать, что это за каденции
Это всё. Задание сложное, нужно сделать четко. Пианистам – красиво сыграть.
К 08.11.2022
1) Посмотрел еще раз разные источники, даю уточнение по типологии каденций. За основу взят классический учебник гармонии, написанный лениградской бригадой: Дубовский, Евсеев, Способин, Соколов.
- По месту в музыке:
-- Серединная. Не в конце построения . Обычно, менее устойчивая, нежели заключительная
-- Заключительная. (Сюрприз!) В конце построения
- По завершению
-- Устойчивая - заканчивается на тонике
по Золиной – полная. Тут терминологическое противоречие с полной в смысле TSDT
-- Половинная - заканчивается на D (реже на S)
-- Прерванная - заканчивается на VI
- По аккордовому составу
-- Плагальная – в основе S
-- Автентическая – в основе D
-- Полная – содержит T, S и D
о полной I и II рода написано в учебнике по гармонии Тюлина и Привано. (еще есть здесь)
I рода – ...S D T; II рода – ... S T K64 D T
2) Кого не было, перепишите конспект по гарм. анализу
Кто был – обратите внимание, там уточнена терминология по устойчивой, половинной и прерванной каденции
3) Найдите время разобраться в этом, выписать и выучить термины
4) Делаем гарм. анализ аккордовой цепочки.
5) Пишем продолжение прошлого диктанта. Играю с аккордами, вам нужно записать только мелодию
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
К 01.10.2022
1) Диктант в Си-бемоль мажоре - для тех, кто не написал в классе
2) Пение всего, что было задано к прошлому уроку – довести до совершенства:
- номер
- тритоны
- !!!аккордовый диктант
Номер, как он должен звучать, можно послушать здесь
К 25.10.2022
1) Кого не было – перекатывайте с доски
2) Строим тритон от соль#(ляb) с разрешением в восемь тональностей по образцу на доске. Отрабатываем пение этого всего
3) аккордовый диктант в фа миноре
обычное проигрывание
фокус на бас
4) №714
- - - - - - - - - - - - - - - - -- - - - - - ----- -- -- - - ----- - -- - -
К 18.10.2022
1) На повторение. Построить тритоны с разрешениями в Си мажоре гармоническом и соль# миноре гармоническом.
Кто забыл про гарм минор – смотрите видео здесь
По тритонам в гарм мажоре могу предложить схему
2) Нужно отработать и сдать пение этих тритонов
3) Нужно четко ответить на любые вопросы по поводу того, что такое тритон, что является тритоном, на каких ступенях они строятся в натуральном, гармоническом, мажоре, миноре и во что разрешаются
4) Пишем ГДЗ по аккордам из прошлого диктанта. На уроке забыл сказать, что неаполитанский секстаккорд обозначается N6 или II6-1
5) Играем эти аккорды. Поём эти аккорды.
6) Еще один аккордовый диктант с аналогичными сложностями с си-бемоль миноре
обычное проигрывание
фокус на бас
7) Напомнить Е.А., чтобы задал в следующий раз №714
К 04.10.2022
1) Занятия 4 октября не будет. Вместо этого приглашаю всех в большой зал музыкальной школы на концерт, посвященный дню учителя. Жду фотки письменного ДЗ.
2) Диктант в соль миноре (было в классе)
3) Аккордовый диктант в соль миноре
обычное проигрывание
проигрывание с фокусом на бас
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
К 27.09.2022
1) проверяем и доделываем всё предыдущее ДЗ.
Внимательно проверьте все интервалы:
Ум53 – две малые терции; Ум6 – внизу м3, наверху ув4; Ум64 – внизу ув4, наверху м3
Ув53 – две б3; Ув6 – внизу б3, наверху ум4; Ув64 – внизу ум4, наверху б3.
Ув53, Ув6 и Ув64, если строить их от одной ноты, звучат одинаково. Это называется энгармонически равные аккорды
2) То же касается пения номеров с аккордами
3) Переписываем и учим теорию, которая была на уроке (у кого не открывается – пишите на вацап)
К 20.09.2022
1) Строим от ноты Фа: Б53, М6, Б64, М64, Б6, М53, М.мин.7, М.маж.7, Б.маж.7, М.ум.7, Ум.7.
2) Задание на 5+. От той же ноты (можно заменить на ми#) построить
Ум53, Ум6, Ум64, Ув53, Ув6, Ув64
3) Подобрать аккорды к номерам из предыдущего задания. В первом номере получается так (по строчкам):
E, B7, E, C#m, B7, E, F#m, B7, E
C G7 C E, B7, E
Для фортепиано лучше, если сообразите сами. Можно посмотреть здесь
Ко второму номеру аккорды подберите сами. Исходя из того, какая тональность в начале (по знакам) и после двойной черты (в старых учебниках опечатка – там не три диеза, а четыре)
4) Эти номера нужно сыграть и спеть с аккордами. На выбор – играть на гитаре, на ф-но, баян-аккордеоне или чем-то еще
5) Аккордовый диктант в Ми мажоре
6) Вспоминаем, как слушали на уроке Седьмую симфонию Прокофьева. В первой части поставлен серьёзный вопрос, и последние два аккорда – мажор и одноименный минор – как бы говорят, что ответ не найден. Но первая часть это не конец Симфонии. Далее идут еще три (сколько всего?)
Слушаем Симфонию целиком здесь
Какой же вывод делает композитор в самом конце? В пользу мажора или минора?
В первой части мы на уроке обращали внимание на главную партию (трудное размышление), побочную партию (окончательный восторг от жизни) и заключительную партию (сказка). Встречаются ли они еще где-то, помимо первой части?
-----------------------------------------------------------------------------------
К 13.09.2022
1) №№706 и 707. Последний отработать так, чтобы на уроке четко спеть на два голоса
2) Диктант в до миноре (был в классе)
3) Аккордовый диктант в до миноре
обычное проигрывание
с фокусом на бас