Сайт для учеников Е. А. Климина ... и не только
4/8 класс, суббота 14.00
К 01.04.2023
1) Строим от ноты ре аккорды: Б53, М6, Б64, М64, Б6, М53. Кто не в теме – смотрите, как оно на доске
2) Играем Гравити Фолз в ре миноре с басом
3) Выписываем на двух строчках со скрипичным и басовым ключом ноты баса и мелодии. Без ритма (штилей и длительностей). Но так, чтобы ноты, которые играются одновременно в правой и левой руке были написаны одна над другой.
4) №385
К 25.03.2023
1) Интервально-аккордовый диктант не успели. Продолжаем готовиться
2) Кого не было – переписываем с доски
3) Строим Мажорное трезвучие от Ре и его обращения, Мажорное трезвучие от Соль и его обращения, Мажорное трезвучие от Ля и его обращения, то же самое – минорное от фа и минорное от до.
4) Выбираем одно мажорное с обращениями и одно минорное с обращениями. Отрабатываем их пение.
5) №381
К 18.03.2023
1) Готовимся к интервальному диктанту. На сей раз там может быть также Б53 (мажорное трезвучие) и М53 (минорное трезвучие). Тренировочные последовательности здесь.
2) Проходили с другой группой. Одно и то же трезвучие встречается в разных тональностях. И в мажорных и в минорных. Для Б53 от ре определили 8 тональностей
N53 – трезвучие второй неаполитанской ступени. Она же вторая пониженная.
Почему D53 встречается в двух тональностях – ответьте сами.
3) Пишем семь раз мажорное трезвучие от ноты Ми и точно так же определяем для него восемь тональностей. Кто не справится с N53 – придираться не буду. Кто справится – на балл выше за ДЗ.
4) Двухголосие №26 – те ми же способами, что и №12.
К 11.03.2023
1) №371
2) Берём учебник Калмыкова и Фридкина часть II двухголосие. Номер 12 из него готовим по схеме:
- играем всё, поём верхний голос
- играем всё, поём нижний голос
- играем верхний, поём нижний
- играем нижний, поём верхний
Моя любимая номинация – играем верхний, поём нижний. Спрашивать буду в первую очередь её.
К 18.02.2023
1) Тритоны с разрешением в до# миноре гарм. ифа миноре гарм. поём следующими способами:
- все по схеме
- только те, которые есть в натуральном
- те, которые есть только в гармоническом
- только ув.4
- только ув.5
2) Самое сложное – петь тритоны как двухголосие
- играем всё, поём верхний голос
- играем всё, поём нижний голос
- играем верхний, поём нижний
- играем нижний, поём верхний
пение тритонов определяет вашу триместровую оценку.
3) №376
К 11.02.2023
1) Всё предыдущее ДЗ. Особенно меня интересует пение тритонов и дом в сложной трёхчастной форме
2) №371
К 04.02.2023
1) Строим и поём тритоны в до# миноре гармоническом. Отрабатываем пение. И повторяем пение тритонов в фа миноре.
2) №366
3) Диктант в Ми-бемоль мажоре
4) По музлитре нужно нарисовать здания в:
- простой трёчастной форме
- простой двухчастной форме
- двухчастной репризной форме
- сложной трёхчастной форме
Четыре картины. Подумайте, как технически сделать это проще, но чтобы смотрелось
К 24.01.2023
1) Пение тритонов прорабатываем еще раз.
2) То же с номерами 360 и 361
3) Самое главное! Задание с аккордами и вариациями.
- кого не было– переписываем конспект. Нужно понять его логику
- можно посмотреть видео – как делать из аккордов гармонические фигурации методом лотереи. Вырежьте несколько бумажек, напишите на них «средняя», «нижняя», «верхняя» и далее как в кино. Метод написания музыки посредством разбрызгивания чернил по нотной бумаге, бросания игральных костей использования генератора случайных чисел на радио-лампах и т.п. называется словом АЛЕАТОРИКА.
- Задача! Написать не менее четырёх вариантов фигураций на аккорды из конспекта. (таких, каких нет в конспекте)
- Именно написать!
- Допускается (и приветствуется, но не является обязательным) использовать обращения аккордов (например – соль-си-ми вместо ми-соль-си), добавлять к аккорду аккодовые тоны в другой октаве (например прифигачить ми второй октавы к первому аккорду), добавлять в фигурации неаккордовые звуки, менять размер и вообще делать всё, что красиво.
К 21.01.2023
1) Строим и поём тритоны в фа миноре гармоническом. Кто не в теме – смотрите видео
2) Вот аккорды в ми миноре. Вспоминаем Пассакалью Генделя, которую проходили по музлитре. Нужно их этих аккордов сделать не менее четырёх разных вариаций по генделевскому образцу.
К 24.12.2022
1) Диктант 0:0 сдаём на оценку, оценивать буду строго
2) Ботаним квинтовый круг тональностей – пока только мажорные диезные. Даю видео.
Кого не было – даю правило. Диезы добавляются в порядке:
фа-до-соль-ре-ля-ми-си – больше знаков не проси
на ч5 выше – на диез больше. например, До мажор ноль знаков. На ч5 выше – Соль мажор, один знак фа#. На ч5 выше Ре мажор, два знака Фа# и До#, далее Ля мажор– три знака Фа#, До#, Соль#.....
На уроке человек выходит к пианино, сдаёт 0:0, потом играет квинтовый круг, как на видео, потом отвечает на два вопроса по знакам. Сидя спиной к шпоре, которая над доской
3) Диктант в до# миноре – пишем.
4) Прошу всех принести по 10 листов обычной принтерной бумаги А4.
К 17.12.2022
1) Готовимся к интервальному диктанту. Для этого нужно слушать интервалы здесь и писать сокращенные обозначения. Выбирайте любую тренировочную последовательность. Если много ошибок, слушайте ту же последовательность еще раз.
2) №351 – учим наизусть с тактированием восьмыми. Добиваемся идеального ритма и точного попадания.
3) Диктант про ноль:ноль играем на фортепиано правой рукой, а в левой делаем аккомпанемент по схеме квинта-кварта. Разбирали на уроке. Даю видео.
4) В тетради по музлитературе пишем:
Клавир – общее название для клавесина, клавикорда и фортепиано.
Клавесин и клавикорд – предки фортепиано. Бах и Гендель писали в основном для них.
Моцарт писал с расчетом на фортепиано, клавесин и клавикорд. Бетховен первым стал писать принципиально для фортепиано.
5) Кто-то забыл на первой парте белую карточку на красной тесьме с карабином. Кладу в фойе музыкалки на стол для забывашек
К 10.12.2022
1) №351. Он реально сложный. Нужно непременно добиться точного попадания в первых двух тактах.
2) Чрезвычайно длинный, но простой диктант в До мажоре - ля миноре. А там есть затакт?
3) Диктант играем правой рукой на фортепиано, а в левой подставляем аккорды из прошлого ДЗ. Который в ля миноре. Подсказа. Второй аккорд – на пятую ноту, до этого – затакт.
4) Аккорды, которые были в пункте 3 – нужно найти в интернете, как они играются на укулеле и перерисовать в тетрадь. У кого есть укулеле – приносите на урок.
5) Пишем или дописываем конспект по музлитре:
Симфонический оркестр
Група струнных:
I скрипки
II скрипки
альты
виолончели
контрабасы
деревянные духовые
флейта
гобой
кларнет
фагот
медные духовые
труба
валторна
тромбон
туба
Ударные и украшающие
Литавры
Малый барабан
большой барабан
треугольник
арфа
ксилофон
металлофон
фортепиано
челеста
и мн. др.
К 03.12.2022
1) 19.11.2022 занятия не будет. В 17.00 приглашаю всех на открытие выставки в галерее Сонцево (Москва, ул. Богданова 44). Я там играю.
2) Диктант в Ре мажоре
3) Нужно написать аккорды в ля миноре, ре миноре и ми миноре. Снизу – классичесие обозначения (римские цифры), сверху – эстрадно-джазовые обозначения.
I53 VI53 III53 VII53
4) №348
К 12.11.2022
1) Пишем продолжение прошлого диктанта. Играю с аккордами, вам нужно записать только мелодию
2) Играем упражнение «батарейка» (было на уроке). Можно посмотреть видео. Но видео в ре миноре, а сыграть нужно в ля миноре. Трезвучие на I ступени, потом на VII ступени, потом на VI и на V. Причем то, которое на V, должно быть не минорным, а мажорным.
3) Переписываем и учим наизусть английские обозначения нот. На уроке будем говорить про обозначения аккордов
4) Номер не задаю, на уроке вместо него будете петь тритоны.
К 05.11.2022
1) №341. Напоминаю, что обведенное красным это нота фаЛЯ
2) Смотрим схему, в каком порядке построены тритоны в ре миноре гармоническом.
по этой схеме строим тритоны с разрешениями в соль миноре и си миноре гармонических
3) Сдаём пение тритонов с разр. в соль миноре и си миноре:
- только из натурального минора
- только из гармонического минора
- все тритоны (по схеме из второго)
4) Диктант в Си-бемоль мажоре
5) Кого не было, пишем в тетрадь по музлитре:
СМВ Ритм
Морис Равель, «Болеро»
Основой произведения является ритм малого барабана, который не меняется от начала до конца более 16 минут
6) Можно посмотреть мульт Ивана Максимова «Болеро»
К 29.10.2022
1) №332 наизусть. С идеальным дирижированием на 4/4. Обратите внимание на затакт. Кто хоть раз собьётся с диряги, тому кол.
2) Прошлое дз на пение тритонов – повторяем, буду спрашивать
3) Строим тритоны в соль миноре еще раз, но на сей раз минор должен быть гармонический. И тоже отрабатываем пение
4) Диктант в ми миноре
5) Слушаем музыку, которая была на уроке
- «Танец Сильфов», написанный композитором Гектором Берлиозом
- Скерцо из концертной увертюры «Сон в летнюю ночь» Феликса Мендельсона
- Пьесу «Слон», написанную Камилем Сен-Сансом
Слышите ли вы в пьесе Берлиоза фрагмент мелодии, надо которым подшутил Сен-Санс? В чем суть шутки? И почему в результате получился слон?
- Кан-Кан Жака Офенбаха
– Пьесу «Черепахи» Камиля Сен-Санса. А в чем суть шутки здесь?
6) Записываем в тетрадь по слушке:
СМВ Темп
Камиль Сен-Санс, «Карнавал животных», «ЧЕРЕПАХИ» – танцуют Кан-Кан в черепашьем темпе
СМВ Регистр
«Карнавал животных». «Слон». Танцует вальс в низком регистре. Практически уникальный случай – соло контрабаса.
7) НАПОМНИТЬ Е.А. ПРО КОНТРОШУ НА ЗНАКИ В ТОНАЛЬНОСТЯХ
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
К 22.10.2022
1) Диктант в Соль мажоре. Это я так считаю. У кого есть альтернативное мнение – с удовольствием выслушаю на уроке.
2) Строим тритоны с разр. в Си-бемоль мажоре и соль миноре (натуральном). Еще раз напоминаю, что в натуральном мажоре тритоны строятся на IV и VII ступени, а в натуральном миноре – на других ступенях. На каких – смотрите видос из прошлого ДЗ
3) На уроке нужно будет идеально спеть эти тритоны. Настройку буду давать по тонике. Ноту, с которой надо начинать пение, ищете голосом самостоятельно.
4) №334 и 335
К 08.10.2022
1) Ответить на вопросы
- какие виды минора бывают?
- в чем их особенность?
- какая в миноре бывает седьмая ступень и что от этого меняется?
- если диктант в миноре, то на какую ступень нужно обращать особое внимание и почему?
- на какой ступени строится в натуральном мажоре ув.4 и во что она разрешается?
- на какой ступени строится в натуральном мажоре ум.5 и во что она разрешается?
- на какой ступени строится в натуральном миноре ув.4 и во что она разрешается?
- на какой ступени строится в натуральном миноре ум.5 и во что она разрешается?
чтобы ответить на вопросы по тритонам, нужно еще раз посмотреть видос из прошлого домашнего задания
2) Тритоны из прошлого ДЗ нужно исправить и оооочень тщательно проработать пение
3) №332. Напоминаю, что все номера мы сдаём с дирижированием. Кроме того, этот я могу дополнительно спросить с тактированием восьмыми.
К 01.10.2022
1) №330. Он достаточно простой, но это – любимая песня старшего поколения, и если петь при комиссии, ее члены будут подпрыгивать при каждом намёке на ошибку
2) И еще диктант в ми миноре
3) Строим тритоны с разрешениями в Ми-бемоль мажоре, до миноре, Ля мажоре и фа# миноре.
Для повторения можно посмотреть видос здесь, но ни в коем случае не про гармонический минор (его пройдём позже). Только натуральный!
4) Эти тритоны нужно спеть. Даю образец в Ля мажоре.
К 24.09.2022
1) №329. Он конкретно сложный. Нужно конкретно проработать ритм с тактированием восьмыми. Восьмая – один удар. Четвертная тянется два удара. Четвертная с точкой – три удара. Половинная (а они там есть?) – четыре удара.
2) Смотрим видео здесь и строим тритоны с разрешениями в Ре мажоре, Соль мажоре и Си-бемоль мажоре натуральных.
К 17.09.2022
1) №327 нужно написать и спеть в Ми-бемоль мажоре оооочень четко и чисто. Кто принесёт вместо пения номера невнятную ерунду, идёт искать себе другого преподавателя
2) Диктант в ми миноре
3) Кто был – проверьте запись теории, кого не было – перепишите:
Тритон – два звука на расстоянии трёх тонов. Тритон – интервал, охватывающий три тона (шесть полутонов). Тритон – общее название для ув.4 и ум.4. Эти интервалы, если построить их от одной ноты, звучат одинаково, но пишутся по-разному.
4) Строим тритоны (ув4 и ум5) от этих нот:
5) В тетрадях по музлитературе пишем:
Музыка Античности
В Древней Греции и Древнем Риме покровителями музыки были боги Аполлон и Пан. Первый отвечает за строгие правила искусства, второй – за стихийные силы души в звуках. Прошли тысячи лет, но идея, согласно которой музыканту нужно соблюдать правила, совершенствовать технику упражнениями, и в то же время вкладывать в музыку своё сердце, душу, эмоции, верна и сегодня.
Слушали на уроке:
Арво Пярт, «Зеркало в зеркале»
Карл Орф, «Carmina burana»
-------------------------------------------------------------------------------------
К 10.09.2022
1) Строим интервалы с обращениями
2) №327 письменно транспонируем в Ми-бемоль мажор и поём в этой тональности