СОЛЬФО.RU

Сайт для учеников Е. А. Климина ... и не только

4/8 Класс, вторник 16.20

 

 

К 01.04.2023

1) Строим от ноты ре аккорды: Б53, М6, Б64, М64, Б6, М53.   Кто не в теме – смотрите, как оно на доске

 

 

 

2) Играем Гравити Фолз в ре миноре с басом

 

3) Выписываем на двух строчках со скрипичным и басовым ключом ноты баса и мелодии. Без ритма (штилей и длительностей). Но так, чтобы ноты, которые играются одновременно в правой и левой руке были написаны одна над другой.

 

4) №385

 

 

К 28.03.2023

1) Кого не было  переписываем с доски

 

2) Строим и главное – поём D7 c разрешением в Ми мажоре, Си-бемоль мажоре, до миноре

 

3) №381. Он сложный. Со скачками. Все эти скачки нужно проработать и добиться попадания

 

 

 

К 21.03.2023

1) Кого не было – переписываем с доски

 

2) Строим Мажорное трезвучие от Ре и его обращения, Мажорное трезвучие от Соль и его обращения, Мажорное трезвучие от Ля и его обращения, то же самое – минорное от фа и минорное от до.

 

3) Выбираем одно мажорное с обращениями и одно минорное с обращениями. Отрабатываем их пение.

 

4) №381

 

 

К 14.03.2023

1) Продолжаем готовиться к контрольной по интервалам. Из-за концерта контрошу пришлось пропустить.

2) Диктант в до миноре

 

3) И двухголосие, кто не сдал, тоже повторяем

 

4) И еще одноголосие 376

 

 

К 07.03.2023

1) Готовимся к интервальному диктанту. На сей раз там может быть также Б53 (мажорное трезвучие) и М53 (минорное трезвучие). Тренировочные последовательности здесь.

 

2) Кто был на уроке – проходили. Одно и то же трезвучие встречается в разных тональностях. И в мажорных и в минорных. Для Б53 от ре определили 8 тональностей

 

 

N53 – трезвучие второй неаполитанской ступени. Она же вторая пониженная.

 

Почему D53 встречается в двух тональностях – ответьте сами.

 

3) Пишем семь раз мажорное трезвучие от ноты Ми и точно так же определяем для него восемь тональностей. Кто не справится с N53 – придираться не буду. Кто справится – на балл выше за ДЗ.

 

4) Двухголосие №26 – те ми же способами, что и №12.

 

 

 

К 28.02.2023

1) №371

2) Берём учебник Калмыкова и Фридкина часть II двухголосие. Номер 12 из него готовим по схеме:

- играем всё, поём верхний голос

- играем всё, поём нижний голос

- играем верхний, поём нижний

- играем нижний, поём верхний

 

Моя любимая номинация – играем верхний, поём нижний. Спрашивать буду в первую очередь её.

 

 

К 07.02.2023

1) Тритоны  с разрешением в до# миноре гарм. ифа миноре гарм. поём следующими способами:

- все по схеме

- только те, которые есть в натуральном

- те, которые есть только в гармоническом

- только ув.4

- только ув.5

 

2) Самое сложное – петь тритоны как двухголосие

- играем всё, поём верхний голос

- играем всё, поём нижний голос

- играем верхний, поём нижний

- играем нижний, поём верхний

 

пение тритонов определяет вашу триместровую оценку.

 

3) №369

 

4) Задание с рисованием домиков делаем должным образом.

- части домов должны четко выделяться, но не быть отдельными зданиями

- в простой двухчастной, простой трёхчастной части должны выглядеть ощутимо по-разному. Пусть в домах будут ярки  выделяющиеся детали – арки, башни, шпили, воздушные галереи, необычные решения в дизайне. Пусть это будет максимально отличаться от лысых панельных многоэтажек

- В сложной трёхчастной по краям одинаковые здания, и каждое состоит из двух или трёх частей. И что-то грандиозное посередине

 

 

К 31.01.2023

1) Строим и поём тритоны в до# миноре гармоническом. Отрабатываем пение. И повторяем пение тритонов в фа миноре.

 

2) №366

 

3) По музлитре нужно нарисовать здания в:

- простой трёчастной форме

- простой двухчастной форме

- двухчастной репризной форме

- сложной трёхчастной форме

 

Четыре картины. Подумайте, как технически сделать это проще, но чтобы смотрелось

 

 

 

К 24.01.2023

1) Пение тритонов прорабатываем еще раз.

2) То же с номерами 360 и 361

3) Самое главное! Задание с аккордами и вариациями.

 

- кого не было– переписываем конспект. Нужно понять его логику

- можно посмотреть видео – как делать из аккордов гармонические фигурации методом лотереи. Вырежьте несколько бумажек, напишите на них «средняя», «нижняя», «верхняя» и далее как в кино. Метод написания музыки посредством разбрызгивания чернил по нотной бумаге, бросания игральных костей использования генератора случайных чисел на радио-лампах и т.п. называется словом АЛЕАТОРИКА.

 

- Задача! Написать не менее четырёх вариантов фигураций на аккорды из конспекта. (таких, каких нет в конспекте)

- Именно написать!

- Допускается (и приветствуется, но не является обязательным) использовать обращения аккордов (например – соль-си-ми вместо ми-соль-си), добавлять к аккорду аккодовые тоны в другой октаве (например прифигачить ми второй октавы к первому аккорду), добавлять в фигурации неаккордовые звуки, менять размер и вообще делать всё, что красиво.

 

 

 

К 17.01.2023

1) Номера из прошлого ДЗ повторяем

2) Пение тритонов с разрешением из прошлого ДЗ тщательно прорабатываем. Будете петь строго на оценку

3) Вот аккорды в ми миноре. Вспоминаем Пассакалью Генделя, которую проходили по музлитре. Нужно их этих аккордов сделать не менее четырёх разных вариаций по генделевскому образцу.

 

 

 

 

К 10.01.2023

1) №№ 360 и 361

2) Квинтовый круг – мажорные бемольные. Даю видео.

3) Строим и поём тритоны в фа миноре гармоническом

 

 

К 27.12.2022

1) Учим квинтовый круг диезные минорные. Это как мажорные, но старт от ля минора.

2) №355

3) Прошу всех принести по 10 листов обычной принтерной бумаги А4.

 

4) В субботу получился более полный конспект по музыкальной теме. Посмотрите, что у вас в тетрадях и перепишите недостающие фразы

 

 

 

К 20.12.2022

1) Диктант 0:0 сдаём на оценку, оценивать буду строго

2) Ботаним квинтовый круг тональностей – пока только мажорные диезные. Даю видео.

Кого не было – даю правило. Диезы добавляются в порядке:

фа-до-соль-ре-ля-ми-си – больше знаков не проси

на ч5 выше – на диез больше. например, До мажор ноль знаков. На ч5 выше – Соль мажор, один знак фа#. На ч5 выше Ре мажор, два знака Фа# и До#, далее Ля мажор– три знака Фа#, До#, Соль#.....

 

На уроке человек выходит к пианино, сдаёт 0:0, потом играет квинтовый круг, как на видео, потом отвечает на два вопроса по знакам. Сидя спиной к шпоре, которая над доской

 

3) Диктант в до# миноре – пишем.

 

 

 

 

К 13.12.2022

1) Готовимся к интервальному диктанту. Для этого нужно слушать интервалы здесь и писать сокращенные обозначения. Выбирайте любую тренировочную последовательность. Если много ошибок, слушайте ту же последовательность еще раз.

2) №353

3) Диктант про ноль:ноль играем на фортепиано правой рукой, а в левой делаем аккомпанемент по схеме квинта-кварта. Разбирали на уроке. Даю видео.

4) В тетради по музлитературе пишем:

Клавир – общее название для клавесина, клавикорда и фортепиано.

Клавесин и клавикорд – предки фортепиано. Бах и Гендель писали в основном для них.

 Моцарт писал с расчетом на фортепиано, клавесин и клавикорд. Бетховен первым стал писать принципиально для фортепиано.

 

 

 

К 06.12.2022

1) №351. Он реально сложный. Если не добьётесь попадания в первых двух тактах (не считая затакта), то ___________ (впишите сюда самое страшное наказание, какое придумаете)

 

2) Чрезвычайно длинный, но простой диктант в До мажоре - ля миноре. А там есть затакт?

 

3) Диктант играем правой рукой на фортепиано, а в левой подставляем аккорды из прошлого ДЗ. Который в ля миноре. Подсказа. Первый аккорд – на пятую ноту, до этого – затакт.

 

4) Аккорды, которые были в пункте 3 – нужно найти в интернете, как они играются на укулеле и перерисовать в тетрадь. У кого есть укулеле – приносите на урок.

 

5) Пишем или дописываем конспект по музлитре:

 

Симфонический оркестр

Група струнных:

I скрипки

II скрипки

альты

виолончели

контрабасы

 

деревянные духовые

флейта

гобой

кларнет

фагот

 

медные духовые

труба

валторна

тромбон

туба

 

Ударные и украшающие

Литавры

Малый барабан

большой барабан

треугольник

арфа

ксилофон

металлофон

фортепиано

челеста

и мн. др.

 

 

К 29.11.2022

1) Диктант в Ре мажоре

2) Нужно написать аккорды в ля миноре, ре миноре и ми миноре. Снизу – классичесие обозначения (римские цифры), сверху – эстрадно-джазовые обозначения.

 

I53  VI53  III53   VII53

 

3) №348

 

 

 

К 15.11.2022

1) Пишем аккорды к Батарейке по джазовой системе в ре миноре и ми миноре. Играем. На фортепиано, баяне, аккордеоне, гитаре, укулеле

2) Поём гамму до# минор трех видов

3) Поём в до# миноре тритоны по тем же схемам, что и в прошлых заданиях

4) №348

 

 

К 08.11.2022

1) Пишем продолжение прошлого диктанта. Играю с аккордами, вам нужно записать только мелодию

2) Играем упражнение «батарейка» (было на уроке). Можно посмотреть видео. Но видео в ре миноре, а сыграть нужно в ля миноре. Трезвучие на I ступени, потом на VII ступени, потом на VI и на V. Причем то, которое на V, должно быть не минорным, а мажорным.

 

3) Переписываем и учим наизусть английские обозначения нот. На уроке будем говорить про обозначения аккордов

 

4) Номер не задаю, на уроке вместо него будете петь тритоны.

 

 

 

 

К 01.11.2022

1) №341. Напоминаю, что обведенное красным это нота фаЛЯ

 

2) Смотрим схему, в каком порядке построены тритоны в ре миноре гармоническом.

 

по этой схеме строим тритоны с разрешениями в соль миноре и си миноре гармонических

 

3) Сдаём пение тритонов с разр. в соль миноре и си миноре:

- только из натурального минора

- только из гармонического минора

- все тритоны (по схеме из второго)

4) Диктант в Си-бемоль мажоре

5) Кого не было, пишем в тетрадь по музлитре:

СМВ Ритм

Морис Равель, «Болеро»

Основой произведения является ритм малого барабана, который не меняется от начала до конца более 16 минут

6) Можно посмотреть мульт Ивана Максимова «Болеро»

 

К 25.10.2022

1) №332 наизусть. С идеальным дирижированием на 4/4. Обратите внимание на затакт. Кто хоть раз собьётся с диряги, тому кол.

2) Прошлое дз на пение тритонов – повторяем, буду спрашивать

3) Строим тритоны в соль миноре еще раз, но на сей раз минор должен быть гармонический. И тоже отрабатываем пение

4) Диктант в ми миноре

 

5) Слушаем музыку, которая была на уроке

- «Танец Сильфов», написанный композитором Гектором Берлиозом

- Скерцо из концертной увертюры «Сон в летнюю ночь» Феликса Мендельсона

- Пьесу «Слон», написанную Камилем Сен-Сансом

 

Слышите ли вы в пьесе Берлиоза фрагмент мелодии, над которым подшутил Сен-Санс? В чем суть шутки? И почему в результате получился слон?

 

- Кан-Кан Жака Офенбаха

 

– Пьесу «Черепахи» Камиля Сен-Санса. А в чем суть шутки здесь?

 

6) Записываем в тетрадь по слушке:

СМВ Темп

Камиль Сен-Санс, «Карнавал животных», «ЧЕРЕПАХИ» –  танцуют Кан-Кан в черепашьем темпе

 

СМВ Регистр

«Карнавал животных». «Слон». Танцует вальс в низком регистре. Практически уникальный случай – соло контрабаса.

 

7) НАПОМНИТЬ Е.А. ПРО КОНТРОШУ НА ЗНАКИ В ТОНАЛЬНОСТЯХ

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

 

К 18.10.2022

1) Диктант в Соль мажоре. Это я так считаю. У кого есть альтернативное мнение – с удовольствием выслушаю на уроке.

2) Строим тритоны с разр. в Си-бемоль мажоре и соль миноре (натуральном). Еще раз напоминаю, что в натуральном мажоре тритоны строятся на IV и VII ступени, а в натуральном миноре – на других ступенях. На каких – смотрите видос из прошлого ДЗ

3) На уроке нужно будет идеально спеть эти тритоны. Настройку буду давать по тонике. Ноту, с которой надо начинать пение, ищете голосом самостоятельно.

4) №332

 

 

К 04.10.2022

1) №330. Он достаточно простой, но это – любимая песня старшего поколения, и если петь при комиссии, ее члены будут подпрыгивать при каждом намёке на ошибку

2) И еще диктант в ми миноре

3) Строим тритоны с разрешениями в Ми-бемоль мажоре, до миноре, Ля мажоре и фа# миноре.

Для повторения можно посмотреть видос здесь, но ни в коем случае не про гармонический минор (его пройдём позже). Только натуральный!

4) Эти тритоны нужно спеть. Даю образец в Ля мажоре.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

 

К 27.09.2022

1) №329. Он конкретно сложный. Нужно конкретно проработать ритм с тактированием восьмыми. Восьмая – один удар. Четвертная тянется два удара. Четвертная с точкой – три удара. Половинная (а они там есть?) – четыре удара.

2) Смотрим видео здесь и строим тритоны с разрешениями в Ре мажоре, Соль мажоре и Си-бемоль мажоре натуральных

 

 

К 20.09.2022

1) №327 нужно написать и спеть в Ми-бемоль мажоре оооочень четко и чисто. Кто принесёт вместо пения номера невнятную ерунду, идёт искать себе другого преподавателя

 

2) Диктант в cи миноре

 

3) Пишем теорию:

Тритон – два звука на расстоянии трёх тонов. Тритон – интервал, охватывающий три тона (шесть полутонов). Тритон – общее название для ув.4 и ум.4. Эти интервалы, если построить их от одной ноты, звучат одинаково, но пишутся по-разному.

 

4) Строим тритоны (ув4 и ум5) от этих нот:

 

5) Для тех, кто не знает или не помнит, как строить трезвучия:

Смотрим видео здесь.

Строим ч5, Б53 и М53 от нот Ми, Соль и Фа-диез

 

6) В тетрадях по музлитературе пишем:

Музыка Античности

В Древней Греции и Древнем Риме покровителями музыки были боги Аполлон и Пан. Первый отвечает за строгие правила искусства, второй – за стихийные силы души в звуках. Прошли тысячи лет, но идея, согласно которой музыканту нужно соблюдать правила, совершенствовать технику упражнениями, и в то же время вкладывать в музыку своё сердце, душу, эмоции, верна и сегодня.

 

Слушали на уроке:

Арво Пярт, «Зеркало в зеркале»

Карл Орф, «Carmina burana»

 

-------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

К 13.09.2022

1) Строим интервалы с обращениями

 

2) №327 письменно транспонируем в Ми-бемоль мажор и поём в этой тональности

3) В тетрадь по музлитре пишем:

 

Музыка первобытного мира

Жизнь первобытных людей была предельно тяжелой, однако находки археологов позволяют судить, что и у них была тяга к прекрасному. Древние колдуны и шаманы использовали особые звуки в своих обрядах, чтобы вселить храбрость в охотников, ярость в воинов или исцелить больных. В тоже время можно предположить, что уже первобытные люди могли играть и петь просто так – ради искусства.

© Евгений Климин 2014-2016. Все права защищены. Разрешено копирование единичных экземпляров в учебных целях. При цитировании ссылка на источник обязательна. Размещение материалов сайта на других ресурсах и использование их в коммерческих целях без разрешения автора запрещено.

счетчик посетителей сайта