СОЛЬФО.RU

Сайт для учеников Е. А. Климина ... и не только

Сведения по теории музыки за ВТОРОЙ класс

Эта страница нужна для повторения и закрепления материала. Учить тот или иной блок имеет смысл только в том случае, если тема подробно пройдена в ходе занятий.

 

 

Блок 1. Высота звука, регистр

 

Музыкальные звуки отличаются друг от друга по высоте.

 

Низкие звуки звучат более серьезно, темно, густо. На низких звуках мычит корова, ревет медведь

 

Высокие звуки звучат пискляво, звонко, светло. Высокие звуки – это пение птичек или звон бубенчиков.

 

Регистр – это страна, в которой живут звуки, близкие по высоте

 

Есть три регистра: низкий, средний и высокий

 

В низком живут низкие  звуки, в среднем – средние по высоте, в высоком – высокие

 

 

Блок 2. Интервалы – общие сведения

 

Интервал – это два звука на определенном расстоянии по высоте.

Можно сказать по-другому: интервал – это расстояние между двумя звуками по высоте

 

Гармонический интервал – два звука, взятые одновременно

 

Мелодический интервал – два звука, взятые по очереди

 

Консонанс – это когда звуки дружат

 

Диссонанс – это когда звуки ссорятся.

 

Интервал имеет две величины: ступеневую и тоновую. Чтобы правильно построить интервал, нужно посчитать их обе, и результаты должны совпадать.

 

Сначала считаем ступени по нотному стану (или на пальцах от одного).

 

Потом считаем полутоны по клавиатуре от нуля.

 

У чистой кварты и чистой квинты обе ноты без знаков, либо с одинаковыми знаками.

Исключения:

- Чистой квинты си-фа не бывает, нужен или си-бемоль или фа-диез

- Чистой кварты фа-си не бывает, нужен или си-бемоль или фа-диез

 

 

 

 

Блок 3. Таблица интервалов

 

Чистая прима – ч.1 – 1 ступень, 0 полутонов

 

Малая секунда – м.2 – 2 ступени., 1 полутон

 

Большая секунда – б.2 – 2 ступени, 2 полутона

 

Малая терция – м.3 – 3 ступени – 3 полутона

 

Большая терция – б.3 – 3 ступени – 4 полутона

 

Чистая кварта – ч.4 – 4 ступени – 5 полутонов

 

Увеличенная кварта – ув.4 – 4 ступени – 6 полутонов

 

Уменьшенная квинта – ум.5 – 5 ступеней – 6 полутонов

 

Чистая квинта – ч.5 – 5 ступеней – 7 полутонов

 

Малая секста – м.6 – 6 ступеней – 8 полутонов

 

Большая секста – б.6 – 6 ступеней – 9 полутонов

 

Малая септима – м.7 – 7 ступеней – 10 полутонов

 

Большая септима – б.7 – 7 ступеней – 11 полутонов

 

Чистая октава – ч.8 – 8 ступеней – 12 полутонов

 

 

 

 

Блок 4. Длительности

 

Целая нота – супер-мега-длинная – пишется как пустая головка без штиля. 

В целую помещаются:

- две половинные

- четыре четверти

- восемь восьмых

- шестнадцать шестнадцатых

 

Половинная нота – супер-длинная – пишется как пустая головка со штилем.

В половинную помещаются:

- две четвертные

- четыре восьмые

- восемь шестнадцатых

 

Четвертная нота – длинная – пишется как закрашенная головка со штилем.

В четвертную помещаются:

- две восьмые

- четыре шестнадцатые

 

Восьмая нота – короткая. 

На письме восьмые ноты, как правило, соединяются по две или по нескольку штук вязкой.

Если восьмая одна, то она пишется: закрашенная головка и штиль с хвостиком.

В восьмую помещаются две шестнадцатые.

 

Шестнадцатая нота – супер-пороткая.

На письме шестнадцатые ноты, как правило, соединяются вязкой.

Вязка у шестнадцатых нот – двойная.

Одна шестнадцатая пишется так: закрашенная головка и штиль с двумя хвостиками.

 

Четверть с точкой – особая длительность.

В нее помещаются три восьмые.

После четверти с точкой, как правило (во втором классе – всегда) идет одна восьмая – та, которая пишется с хвостиком.

Четверть с точкой и две восьмые не бывает никогда

 

 

 

 

 

Пауза – тишина с определенной длительностью:

 

 

 

 

 

Блок 5. Тон, полутон, гамма

 

Полутон – самое маленькое расстояние между звуками, когда между двумя клавишами можно просунуть только тонкую бумажку.

 

Тон – это расстояние побольше, когда между двумя клавишами есть еще одна клавиша.

 

Гамма – это упражнение, в котором музыкант играет или поет подряд все ноты сверху вниз или снизу вверх.

 

Звуки гаммы называются ступенями и обозначаются римскими цифрами.

 

Тоника – самая первая, самая главная, самая устойчивая ступень.

 

Всего ступеней – семь.

 

Выше седьмой снова будет первая.

 

Ниже первой находится седьмая ступень.

 

Тоника дает название всей гамме. Например, если первая ступень – нота До, то гамма называется До мажор или до минор. Если первая ступень нота Соль, то гамма называется Соль мажор или соль минор.

 

Устойчивые ступени – те, на которых музыке спокойно. На них она может остановиться и даже закончиться.

 

Устойчивые ступени – первая, третья и пятая.

 

Неустойчивые ступени – те, на которых музыке неуютно, и если они звучат, то музыка требует продолжения.

 

Неустойчивые ступени – вторая, четвертая, шестая и седьмая.

 

Вводные тоны – ближайшие к тонике ступени: седьмая и вторая.

 

Опевание – ход мелодии вокруг центральной ноты.

Центральная нота может быть любой, но в классе сольфеджио это, как правило, устойчивые ступени.

Принцип следующий: нота выше центральной, нота ниже центральной и в конце сама центральная.

Или наоборот: нота выше центральной, нота ниже центральной и сама центральная нота.

 

 

Блок 6. Мажор, минор, виды минора

 

Мажор – это такая гамма, из звуков которой чаще складывается радостная музыка, нежели грустная.

 

В мажоре полутоны находятся между III и IV ступенями и между VII и I ступенями. Между другими ступенями расстояние в один тон.

 

Структура мажорной гаммы: тон, тон, полутон;  тон, тон, тон, полутон&

Иначе: два тона, полутон, три тона, полутон.

 

Минор – такая гамма, из звуков которой чаще складывается грустная музыка, нежели радостная.

 

В миноре полутоны находятся между II и III ступенями и между V и VI ступенями.

 

Структура минорной гаммы: тон, полутон;  тон, тон, полутон;  тон, тон.

 

Виды минора: натуральный, гармонический и мелодический.

 

Натуральный минор – самый обычный.

 

В гармоническом миноре на пол тона повышается седьмая ступень. Из-за этого между VI и VII+ ступенями образуется необычный интервал – увеличенная секунда ув.2. В ней две ступени и три полутона.

 

В мелодическом миноре на пол тона повышаются VI и VII ступени. Из-за этого верхняя половина гаммы звучит так же, как в мажоре.

 

Как правило, мелодическая минорная гамма поется или играется только вверх, а вниз идет натуральная.

 

 

 

Блок 7. Метр, тактовый размер, такт

 

Метр – это равномерная пульсация, чередование сильных и слабых долей (ударов), ритмический скелет музыки.

 

Примеры метра – это тиканье часов, капли воды воды из плохо закрытого крана, удары сердца.

 

Метр – ритмический скелет музыки. Со стороны он незаметен, но при этом спрятан внутри музыки и придает ей четкость.

 

Метроном – это прибор, который отсчитывает метр для музыкантов. Но настоящему профессионалу метроном нужен редко, так как он слышит метр внутри себя.

 

Акцент – это выделение звука, когда он берется с большей силой. Акцент в музыке – все равно что ударение в речи. Акцент обозначается специальным знаком: >.

 

Пульсация метра устроена так, что в нем есть более сильные и более слабые удары. Сильные и слабые удары идут в определенном порядке:

- сильный-слабый, сильный-слабый, сильный-слабый....

- сильный-слабый-слабый, сильный-слабый-слабый...

 

Сильная доля – удар метра с акцентом.

 

Слабая доля – удар метра без акцента.

 

Двухдольный метр получается тогда, когда после каждой сильной доли идет одна слабая.

 

Трехдольный метр получается тогда, когда после каждой сильной доли следует две слабые.

 

Тактовый размер (размер) – метр, удары которого равны конкретным длительностям.

 

Такт – отрезок музыки от одной сильной доли до другой.

 

Перед сильной долей ставится тактовая черта.

 

Тактовые черты показывают границы тактов и сильные доли.

 

Во втором классе проходят размеры две четверти, три четверти и четыре четверти.

 

 

 

Блок 8. Знаки альтерации, тональности

 

Знаки альтерации – диез, бемоль и бекар.

 

Диез повышает звук на пол тона.

 

Бемоль понижает звук на пол тона.

 

Бекар отменяет действие диеза или бемоля.

 

Если знак ставится перед нотой, то он действует на нее и другие ноты той же высоты до конца такта.

 

Если знак стоит при ключе в начале нотного стана, он действует до конца нотной строки.

 

В начале каждого нотного стана ставятся ключ и знаки (если знаки нужны).

 

В скрипичном ключе знаки ставятся сверху. Но действуют они не только на ту ноту, которая пишется в этом месте, но и на другие ноты с тем же названием. Например, си-бемоль при ключе действует на все ноты си – и на ту, что в середине нотного стана, и на ту, что под первой добавочной линейкой внизу, и на ту, что над второй добавочной наверху.

 

Параллельные тональности – мажор и минор с одинаковыми знаками при ключе. Например, Соль мажор и ми минор.

 

Одноименные тональности – мажор и минор с одинаковыми тониками. Например, Соль мажор и соль минор.

 

 

Блок 9. Знаки при ключе

 

Во втором классе положено знать знаки при ключе в следующих тональностях:

- До мажор – знаков нет

- ля минор – знаков нет

 

- Соль мажор – фа-диез

- ми минор – фа-диез

 

- Фа мажор – си-бемоль

- ре минор – си бемоль

 

- Ре мажор – фа-диез и до-диез

- си минор – фа-диез и до-диез

 

- Си-бемоль мажор – си-бемоль и ми-бемоль

- соль минор – си-бемоль и ми-бемоль

 

 

 

 

Блок 10. Штрихи, темпы, динамические оттенки

 

Штрихи:

- legato – легато – играем или поем мелодию, соединяя звуки, так, чтобы они плавно перетекали один в другой.

- non legato нон легато – играем или поем, немного отделяя звуки от друг от друга.

- staccato – стаккато – играем или поем каждый звук отрывисто и остро.

 

Темпы:

- Быстрые: Allegro (Быстро, весело), Allegretto (Чуть спокойнее, чем аллегро)

- Умеренные: Andante (Не спеша), Moderato (Умеренно)

- Медленные: Adagio (Медленно), Largo (Широко)

 

Динамические оттенки:

- Фортиссимо – ƒƒ – очень громко

- Форте – ƒ – громко

- Меццо-форте – – не очень громко

- Меццо-пиано – mp – не очень тихо (тише, чем меццо-форте)

- Пиано – p – тихо

- Пианиссимо – pp – очень тихо

 

© Евгений Климин 2014-2016. Все права защищены. Разрешено копирование единичных экземпляров в учебных целях. При цитировании ссылка на источник обязательна. Размещение материалов сайта на других ресурсах и использование их в коммерческих целях без разрешения автора запрещено.

счетчик посетителей сайта