Сайт для учеников Е. А. Климина ... и не только
Сведения по теории музыки за ПЕРВЫЙ класс
Эта страница нужна для повторения и закрепления материала. Учить тот или иной блок имеет смысл только в том случае, если тема подробно пройдена в ходе занятий.
Блок 1. Высота звука, регистр
Музыкальные звуки отличаются друг от друга по высоте.
Низкие звуки звучат более серьезно, темно, густо. На низких звуках мычит корова, ревет медведь
Высокие звуки звучат пискляво, звонко, светло. Высокие звуки – это пение птичек или звон бубенчиков.
Регистр – это страна, в которой живут звуки, близкие по высоте
Есть три регистра: низкий, средний и высокий
В низком живут низкие звуки, в среднем – средние по высоте, в высоком – высокие
Блок 2. Интервалы
Интервал – это два звука на определенном расстоянии по высоте.
Интервал (другое определение) – это расстояние между двумя звуками по высоте
Гармонический интервал – два звука, взятые одновременно
Мелодический интервал – два звука, взятые по очереди
Консонанс – это когда звуки дружат
Диссонанс – это когда звуки ссорятся.
Прима – самый простой интервал, два звука одной и той же высоты (на фортепиано играется одна клавиша). Её цифра – 1
Секунда – резкий, мутный и неприятный интервал. Её цифра – 2
Терция – маленький и добрый интервал. Её цифра – 3
Кварта – прозрачный и энергичный интервал. Её цифра – 4
Квинта – чистый, прозрачный и равнодушный интервал. Её цифра – 5
Секста – широкий и мягко звучащий интервал. Её цифра – 6
Септима – широкий и злой интервал. Её цифра – 7
Октава – широкий, просторный, прозрачный и чистый интервал. Два звука октавы находятся на большом расстоянии друг от друга, но называются одинаково. Цифра октавы – 8
Проще: Прима – 1, Секунда – 2, Терция – 3, Кварта – 4, Квинта – 5, Секста – 6, Септима – 7, Октава – 8.
Блок 3. Длительности, паузы
Длительность – это время, которое тянется нота.
Четвертная (четверть) нота – длинная.
Четвертная пишется следующим образом: закрашенная головка и штиль.
Восьмые ноты (восьмушки) – короткие.
Восьмые ноты пишутся следующим образом: закрашенные головки и штили, соединенные сверху вязкой. Либо закрашенная головка и штиль с хвостиком.
В одну четвертную ноту помещаются две восьмые.
Половинная – супер-длинная.
В нее помещаются две четверти или четыре восьмые.
Половинная нота пишется следующим образом: пустая головка и штиль.
Пауза – тишина с определенной длительностью.
В музыке такая тишина значит, порой, больше любого из звуков. По этой причине паузу нужно молчать выразительно и выдерживать длительность паузы четко.
Четвертная пауза пишется как молния и ковшик:
Восьмая пауза пишется как семерка без штриха:
Блок 4. Нотный стан
Нотный стан – пять линеек, на которых пишутся ноты.
В начале нотного стана пишется скрипичный или басовый ключ.
Спираль скрипичного ключа начинается от второй линейки, на ней находится нота Соль первой октавы.
Завиток басового ключа начинается от четвертой линейки. С двух сторон от нее пишутся точки. На этой линейке находится низкая нота Фа малой октавы.
Если ноте не хватает пяти линеек, специально для нее пишутся короткие добавочные линейки. Например, нижняя До в скрипичном ключе пишется на первой добавочной линейке снизу.
Блок 5. Тон, полутон, гамма
Полутон – самое маленькое расстояние между звуками, когда между двумя клавишами можно просунуть только тонкую бумажку.
Тон – это расстояние побольше, когда между двумя клавишами есть еще одна клавиша.
Гамма – это упражнение, в котором музыкант играет или поет подряд все ноты сверху вниз или снизу вверх.
Звуки гаммы называются ступенями и обозначаются римскими цифрами.
Тоника – самая первая, самая главная, самая устойчивая ступень.
Всего ступеней – семь.
Выше седьмой снова будет первая.
Ниже первой находится седьмая ступень.
Тоника дает название всей гамме. Например, если первая ступень – нота До, то гамма называется До мажор или до минор. Если первая ступень нота Соль, то гамма называется Соль мажор или соль минор.
Устойчивые ступени – те, на которых музыке спокойно. На них она может остановиться и даже закончиться.
Устойчивые ступени – первая, третья и пятая.
Неустойчивые ступени – те, на которых музыке неуютно, и если они звучат, то музыка требует продолжения.
Неустойчивые ступени – вторая, четвертая, шестая и седьмая.
Вводные тоны – ближайшие к тонике ступени: седьмая и вторая.
Мажор – это такая гамма, из звуков которой чаще складывается радостная музыка, нежели грустная.
В мажоре полутоны находятся между III и IV ступенями и между VII и I ступенями. Между другими ступенями расстояние в один тон.
Структура мажорной гаммы: тон, тон, полутон; тон, тон, тон, полутон
Иначе: два тона, полутон, три тона, полутон.
Блок 6. Метр, тактовый размер, такт
Метр – это равномерная пульсация, чередование сильных и слабых долей (ударов), ритмический скелет музыки.
Примеры метра – это тиканье часов, капли воды воды из плохо закрытого крана, удары сердца.
Метр – ритмический скелет музыки. Со стороны он незаметен, но при этом спрятан внутри музыки и придает ей четкость.
Метроном – это прибор, который отсчитывает метр для музыкантов. Но настоящему профессионалу метроном нужен редко, так как он слышит метр внутри себя.
Акцент – это выделение звука, когда он берется с большей силой. Акцент в музыке – все равно что ударение в речи. Акцент обозначается специальным знаком: >.
Пульсация метра устроена так, что в нем есть более сильные и более слабые удары. Сильные и слабые удары идут в определенном порядке:
- сильный-слабый, сильный-слабый, сильный-слабый....
- сильный-слабый-слабый, сильный-слабый-слабый...
Сильная доля – удар метра с акцентом.
Слабая доля – удар метра без акцента.
Двухдольный метр получается тогда, когда после каждой сильной доли идет одна слабая.
Трехдольный метр получается тогда, когда после каждой сильной доли следует две слабые.
Тактовый размер (размер) – метр, удары которого равны конкретным длительностям.
Такт – отрезок музыки от одной сильной доли до другой.
Перед сильной долей ставится тактовая черта.
Тактовые черты показывают границы тактов и сильные доли.
В первом классе проходят размеры две четверти и три четверти.
Блок 7. Знаки альтерации, тональности
Знаки альтерации – диез, бемоль и бекар.
Диез повышает звук на пол тона.
Бемоль понижает звук на пол тона.
Бекар отменяет действие диеза или бемоля.
Если знак ставится перед нотой, то он действует на нее и другие ноты той же высоты до конца такта.
Если знак стоит при ключе в начале нотного стана, он действует до конца нотной строки.
В начале каждого нотного стана ставятся ключ и знаки (если знаки нужны).
В скрипичном ключе знаки ставятся сверху. Но действуют они не только на ту ноту, которая пишется в этом месте, но и на другие ноты с тем же названием. Например, си-бемоль при ключе действует на все ноты си – и на ту, что в середине нотного стана, и на ту, что под первой добавочной линейкой внизу, и на ту, что над второй добавочной наверху.
В первом классе положено знать знаки при ключе в следующих тональностях:
- До мажор – знаков нет
- ля минор – знаков нет
- Соль мажор – фа-диез
- Фа мажор – си-бемоль
- Ре мажор – фа-диез и до-диез
Блок 8. Штрихи, темпы, динамические оттенки
Штрихи:
- легато – играем или поем мелодию, соединяя звуки, так, чтобы они плавно перетекали один в другой.
- нон легато – играем или поем, немного отделяя звуки от друг от друга.
- стаккато – играем или поем каждый звук отрывисто и остро.
Темпы:
Медленно, умеренно, быстро
Динамические оттенки:
- Форте – ƒ – громко
- Меццо-форте – mƒ – не очень громко
- Меццо пиано – mp – не очень тихо (тише, чем меццо-форте)
- Пиано – p – тихо