СОЛЬФО.RU

Сайт для учеников Е. А. Климина ... и не только

Токката и Фуга ре минор DWV 565

 

предыдущая статья (орган) / оглавление / следующая статья (хоральная прелюдия фа минор

 

 

 

Не будет преувеличением назвать Токкату и Фугу ре минор самым знаменитым и популярным произведением для органа. Если слушатель впервые пришел на концерт органной музыки, и этого произведения не было в программе, он выйдет из зала разочарованным. По этой же причине это сочинение недолюбливают концертирующие органисты, которым надоедает играть его при каждом выступлении.

 

По стилю это произведение отличается от большинства других сочинений Баха. Возможно, оно напоминает о его молодости, когда в ходе уличной ссоры он мог схватиться за шпагу. В те времена он работал церковным органистом, и священники церкви часто бывали им недовольны. Но не от того, что он играл плохо. Проблема заключалась в том, что великолепные, захватывающие, виртуозные импровизации молодого гения нарушали благочестивую атмосферу христианского богослужения.

 

Некоторые музыковеды сомневаются в том, что это сочинение написано самим Бахом. Есть версия, что он переписал для себя чужое произведение и, естественно, сделал это своим почерком. В прошлом, когда не было интернета, принтера и ксерокса, когда в типографиях печатали лишь отдельные произведения, музыканты часто бывали вынуждены переписывать чужие ноты для пополнения личной библиотеки. Бах, как никто, стремился изучить опыт своих коллег-композиторов, и потому переписал за свою жизнь колоссальный объем нотного текста. Но что касается Токкаты и Фуги ре минор, думается, что исследователи биографии Баха  никогда не найдут фактов, которые смогли бы однозначно опровергнуть его авторство. Давайте же остановимся на том, что эта музыка создана И.С.Бахом до тех пор, пока музыковеды не докажут иное.

 

Как можно судить из названия, произведение состоит из двух частей.

 

Токката

Вот некоторые фрагменты Токкаты ре минор. Даже простым взглядом видно, что между ними мало общего. За исключением того, что на органе все они  звучат просто потрясающе!        

Токката – своего рода «музыкальное лоскутное одеяло». Обычно у композиторов в те времена, да и позднее, считалось хорошим тоном, если все произведение построено на одной яркой и самобытной музыкальной теме.

Но бывали сочинения, полностью нарушающие это правило и состоящие из многих  фрагментов, которые, казалось бы, совершенно не связаны друг с другом. Такие произведения назывались токкатами, партитами, каприччио. Когда звучит токката ре минор, иногда возникает ощущение, что музыкант сочиняет её на ходу – импровизирует. Вот он на долю секунды останавливается, как будто задумался, чем бы еще удивить слушателя, и затем орган взрывается новым потрясающим воображение пассажем. Особым искусством было написать токкату так, чтобы, несмотря на многообразие музыкального материала, она звучала цельно, и Баху это блестяще удалось!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фуга

 

Фуга, напротив, такое сочинение, которое строится на материале одной темы по строгим правилам. Фуга относится к роду музыки, который называют полифонией. Что обозначает этот термин? Представьте себе, что один музыкант играет красивую, цельную интересную мелодию. К нему присоединяется второй, мелодия которого не менее красивая и цельная. Затем – третий... Так музыкальное произведение сплетается из нескольких голосов. Эти голоса, с одной стороны, хорошо сочетаются друг с другом, с другой – каждый из них является законченной, самостоятельной, наполненной музыкальным смыслом линией.

 

Этим полифония отличается от гомофонно-гармонического склада, где весь смысл музыки сосредоточен в одной мелодии, а дополняет её аккомпанемент. Этот аккомпанемент служит для мелодии фоном, по сравнению с ней он находится на заднем плане. А в полифонии все голоса важны в равной степени. Вот только когда полифония играется на органе, её исполняют не два, не три, не пять и не шесть музыкантов, а всего лишь один. Здесь-то и нужны несколько клавиатур (мануалов), а так же богатые возможности для настройки тембра органа – регистровки. Для каждого из голосов органист берет отдельную клавиатуру, и настраивает их так, чтобы у каждой было особое звучание. Благодаря этому он один может сыграть так, как будто это несколько исполнителей, в руках которых разные инструменты.

 

Фуга относится к разновидности полифонии, которую называют имитационной. Это значит, что все голоса строятся на одном музыкальном материале (в контрастной полифонии каждый голос имеет свой музыкальный материал, свой индивидуальный характер). Основа фуги – её тема. Тема фуги – яркий, индивидуальный, легко узнаваемый музыкальный фрагмент, изложенный одноголосно. Голоса фуги вступают не одновременно, а один за другим, и каждый начинается изложением темы. Далее на протяжении фуги тема много раз появляется снова то в одном из них, то в другом. При этом звучит она в разных тональностях, что придает музыке разнообразие, обогащает её развитие. Когда тема звучит в одном из голосов, это называется проведением темы. Моменты фуги, где тема не проводится ни в одном из голосов, называются интермедиями.

 

Тема фуги ре минор, как и положено хорошей теме фуги, имеет свою яркую особенность. В данном случае это – прием, называющийся скрытым двухголосием. Все ноты в теме делятся как бы на два слоя – верхние и нижние, – и создается ощущение, что это не один голос, а два.

 

Тема Фуги ре минор 

 

Фуга начинается одноголосно, постепенно число голосов увеличивается, а полной силы музыка достигает когда вступает нижний голос, исполняемый на ножной клавиатуре. Затем, как и в Токкате, следует немало захватывающих дух музыкальных приемов. Особое внимание стоит обратить на завершение произведения. Обычно композиторы, в том числе великие гении, завершали свои произведения, опираясь на стандартные аккордовые обороты. Их и теперь проходят в музыкальных школах, называя каденциями – плагальной, автентической, полной первого или второго рода. Однако свою фугу ре минор Бах завершает уникальной последовательностью аккордов с использованием доминантового трезвучия с натуральной (не гармонической!) седьмой ступенью.

 

Последние такты Фуги ре минор

Таким образом молодой композитор еще раз продемонстрировал свою способность творить, выходя за рамки стандартных приемов.

 

 

И.С.Бах. Токката и Фуга ре минор. Исполняет Ганс-Андре Штамм.

 

* И тут все спрашивают, как это так– играет на одной клавиатуре, а клавиши нажимаются еще и на другой? Ну так он настроил органную механику. Когда органист играет на нижнем мануале, звучит одна клавиатура, и звук выходит более нежный. А когда играет на среднем, работают два мануала в унисон, и звук получается более мощным. Механизм, позволяющий это делать, называется копула. На усмотрение исполнителя, его можно включить, либо не использовать – тогда все мануалы сами по себе.

© Евгений Климин 2014-2016. Все права защищены. Разрешено копирование единичных экземпляров в учебных целях. При цитировании ссылка на источник обязательна. Размещение материалов сайта на других ресурсах и использование их в коммерческих целях без разрешения автора запрещено.

счетчик посетителей сайта