СОЛЬФО.RU

Сайт для учеников Е. А. Климина ... и не только

Иоганн Себастьян Бах

Произведения для органа

 

Орган церкви немецкого города Арнштадта. Сюда И.С.Бах, когда ему было 18 лет, поступил работать церковным органистом.  Тогда эту церковь называли Новой, а сейчас её официальное название – Церковь Баха (по-немецки Bachkirche)

 

Орган по праву называют королем музыкальных инструментов. Как и фортепиано, он имеет клавиши. Однако, у фортепиано клавиатура одна, а у больших органов их может быть две, четыре а то и все семь. Органные клавиатуры, на которых играют руками, называют мануалами. А внизу есть еще одна с большими клавишами – для ног. Другое различие в том, что у фортепиано звучат струны, а у органа – трубы, издающие звук так же, как флейты, гобои или кларнеты. Нажимая на клавишу, музыкант открывает клапан, воздух поступает в нужную трубу, и она начинает звучать.

 

Орган-позитив (орган небольшого размера). Музей музыкальных инструментов, Берлин.Существует три типа органов разного размера. Орган-портатив легко носит в руках сам музыкант. Орган-позитив – размером со шкаф. Большой орган строится как часть здания, а мастера, который создает такие инструменты, называют органостроителем. Каждый орган имеет уникальную конструкцию – разное количество клавиатур, особый цвет и размер клавиш, специфические ручки для настройки звука. У некоторых очень старых инструментов звук появляется не сразу же, как только нажимаешь на клавишу, а с задержкой, порой на целых пол секунды. Небольшой промежуток времени, но именно столько длится четверть в умеренном темпе. На практике этого достаточно, чтобы неопытный музыкант безнадежно сбился с ритма. Органист (музыкант – исполнитель на органе) должен уметь найти подход к каждому инструменту. Кроме того, он обязан играть не только пальцами рук, но и ногами на специальной ножной клавиатуре. Для этого даже шьют обувь с особой подошвой.

 

Кроме клавиш, у больших органов есть множество ручек для настройки звука. С их помощью органист может выбирать, какая именно труба будет звучать при нажатии на клавишу (как флейта или как кларнет), может назначить на одну клавишу две, три и больше труб. Таким образом он творчески формирует оттенок звука – тембр. В результате, одна клавиатура (точнее, мануал) у него будет звучать тихо и воздушно,  другая – ярко и мощно, третья – резко и пронзительно и так далее. Именно для этого в органе труб в тысячи раз больше, чем существует нот разной высоты. Искусство настройки звучания органа называется словом регистровка. У многих органов различные регистры носят названия разных музыкальных инструментов – арфа, труба, скрипки, виолончели,  флейта и т. п. Правда, сходство в звучании здесь весьма условное, но тем не менее орган можно смело назвать особым родом синтезатора, появившимся задолго до первых открытий в области электроники. С примерами звучания различных органных регистров вместе с чертежами соответствующих труб можно познакомиться на этом сайте.

 

Органная консоль с четырьмя мануалами и ножной клавиатуройНемцы с давних пор славятся как искусные механики. Все знают, что немецкая техника – автомобили, электроинструмент, строительное оборудование и промышленные агрегаты – самая надежная и лучше всего продумана с точки зрения инженерных решений. То же касается и органов. Во времена И.С.Баха немецкие органостоители были лучшими в мире, а сам он много путешествовал по разным городам, чтобы познакомиться с различными инструментами. В молодости он готов был пройти пешком десятки километров  ради того, чтобы послушать знаменитого органиста (к примеру, Дж. Фрескобальди) или поиграть на интересном органе. А в зрелые годы он сам стал знаменитейшим органистом в своей стране. Кроме того, он хорошо разбирался в тонкостях органостроения. По этой причине его часто приглашали в качестве независимого эксперта для оценки новых инструментов.

 

Трубы органа, вид изнутри инструментаИ.С.Бах за органом. Обратите внимание на постановку рук. Тогда она была иной, чем теперьВ Европе с давних пор принято играть на органе в церквях во время богослужения. Профессия церковного органиста прежде была одной из самых распространенных для музыканта. За свою жизнь Бах дважды занимал такую должность в разных городах. Кроме того, многие богатые аристократы были поклонниками органной музыки и ставили органы в своих дворцах. Этот инструмент заменял целый оркестр и был более выгоден с экономической точки зрения. Ведь оркестр состоит из множества музыкантов, и каждому нужно ежемесячно платить зарплату. И у каждого из них бывает множество человеческих проблем, мешающих работе – болезни, потребность в отпуске, семейные обстоятельства. С органом проще. Конечно, строительство этого инструмента стоит чрезвычайно дорого, но потом достаточно нанять всего одного музыканта и платить жалование только ему. Кроме того, оркестры тогда были меньше, чем теперь. Редкие из них могли сравниться по мощи и богатству красок с органами. В городе Веймаре Бах некоторое время занимал должность органиста при дворе местного герцога, пока не получил повышение по службе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© Евгений Климин 2014-2016. Все права защищены. Разрешено копирование единичных экземпляров в учебных целях. При цитировании ссылка на источник обязательна. Размещение материалов сайта на других ресурсах и использование их в коммерческих целях без разрешения автора запрещено.

счетчик посетителей сайта