СОЛЬФО.RU

Сайт для учеников Е. А. Климина ... и не только

Музыкальная литература,

СТАРШАЯ группа, четверг 17.15

 

К 16.12.2021

Конспект. Нужно переписать!

 

ЭПОХА БАРОККО

«Барокко» переводится как жемчужина неправильной формы. Таких жемчужин очень мало, каждая уникальна, неповторимо и стоит невероятно дорого.

 

В эпоху Барокко музыканты выдвинули идею о том, что в основе произведения обязательно должна лежать яркая и 100% уникальная музыкальная тема. И это положение касается всех хороших произведений с тех пор и по настоящее время.

 

Тема – фрагмент произведения, являющийся его лицом. Мастера эпохи Барокко считали, что в хорошей теме произведение уже содержится целиком, как дуб содержится в желуде.

 

Некоторые темы того времени и сейчас, спустя 350 лет, знают все – даже люди очень далёкие от музыки. Пример – Георг Фридрих Гендель, хор «Аллилуйя» из оратории «Мессия»

 

 

Некоторые темы эпохи Барокко подобны символам в иконописи. Они использовались многими композиторами для обозначения тех или иных моментов из Писания.

 

Например, тема креста.

 

 

Задание

Сыграйте тему на инструменте (ми - до - фа - соль#)

 

Послушайте произведения и выпишите названия только тех, где присутствует эта тема:

 

И.С.Бах, Фуга ля минор из первого тона ХТК

 

Г.Ф.Гендель, хор «And with his stripes we are healed» из оратории «Мессия»

 

И.С.Бах, дуэт «Er Kommt, Er ist Vorhanden» из страстей по Марку (реконструкция Тона Коопмана)

 

В.А.Моцарт, хор «Kyrie Eleison» из Реквиема

 

 

В эпоху Барокко, помимо полифонии, большое распространение получил гомофонный склад музыки. Так называется музыка, где есть одна главенствующая мелодия и аккордовый аккомпанемент, служащий фоном.

 

Также продолжала развиваться полифония, но теперь она называлась полифонией свободного стиля. В ней голоса равноправны, но кроме того под них, при желании, можно подложить аккомпанемент из аккордов (T53, S53, D7 – какие еще знаете – все будут по делу).

 

--------------------------------------------------------------

 

 

К 02.12.2021

1) Кто не сделал прошлое ДЗ, сделайте, плизз!

2) Напишите или допишите конспект

 

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОТИКА

13 век, Париж, Композиторы Леонин и Перотин первыми стали писать церковную музыку на 2 и даже на 3 голоса

14 век их последователи Гийьом де Машо и Филипп де Витри развили технику многоголосного письма

 

Cantus firmus – разрешенное церковью древнее песнопение в одном из голосов музыкального произведения. Композитор вставлял его своё произведение чтобы его можно было исполнять в церкви

 

ПОЛИФОНИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Полифония – музыка, написанная для нескольких равноправных голосов. Равноправных – значит, что среди них нет одного, который бы преобладал по смыслу. Нет деления на главную мелодию и второстепенный аккомпанемент. Все голоса равноправны и равнозначны.

 

Полифонию эпохи Возрождения называют Строгим стилем. Её писали (вычисляли) на основании множества правил, подобных математическим законам. Следуя этим законам, композиторы стремились достичь совершенства, свойственного ангельскому пению.

 

3) Медленно начинаем готовиться к контрольной, на которой, помимо прочего, нужно будет определить, к какому стилю относится музыка. Примеры:

- Григорианский хорал. Примеры:

Sanctus VIII. ;

Hosanna Filio David; (авторы обоих песнопений неизвестны)

 

- Раннее церковное многоголосие. Примеры:

Леонин, органум Benedicamus Domino;

Перотин, органум Alleluia. Nativas Gloriose Virgins Marie;

Гийом де Машо, мотет M 4 Puisque la douce rousee / De Bon Espoir / Speravi

(М4 – номер по каталогу произведений Гийома де Машо)

 

- Полифония строгого стиля. Примеры:

Джиованни Палестрина, мотет Osculetur me

Жоскен Депре, мотет Virgo Prudentissima

Ян Свелинк, O Sacrum Convivium

 

-----------------------------------------------------------------------------------

 

 

К 04.11.2021

1) В дате урока я не уверен в связи с обещанными выходными. Следите за новостями здесь и в группе

 

2) Кого не было и кто был. Пишите и проверяйте конспект

 

Музыка Средневековья

Делилась на духовную и светскую

Духовная музыка – строгие унисонные песнопения. В первую очередь, Григорианский хорал

Светскую музыку играли бродячие актёры: трубадуры, жонглёры и др. А также одиночки – менестрели.

 

3) Нужно найти в интернете фотографии трёх романских и трёх готических соборов. Внимательно рассмотреть. Объяснить для себя, чем отличаются эти архитектурные стили. Выписать в тетрадь названия.

 

 

 

К 21.10.2021

 

Добро пожаловать на наши занятия! Для работы нам нужны тетради по музыкальной литературе. ОБЫЧНЫЕ ШКОЛЬНЫЕ ТЕТРАДИ. Подписанные соответствующим образом.

 

Домашние задания будут здесь.

© Евгений Климин 2014-2016. Все права защищены. Разрешено копирование единичных экземпляров в учебных целях. При цитировании ссылка на источник обязательна. Размещение материалов сайта на других ресурсах и использование их в коммерческих целях без разрешения автора запрещено.

счетчик посетителей сайта