СОЛЬФО.RU

Сайт для учеников Е. А. Климина ... и не только

Музыкальная литература,

СТАРШАЯ группа, четверг 17.15

 

 

К 21.04.2022

Читаем конспект по 103 симфонии Гайдна здесь.

В конспекте даны примеры основных музыкальных тем из симфонии. Их все нужно послушать, запомнить. Нужно выписать на шпаргалку из названия и какие-то подсказки, которые помогут их узнать.

 

На уроке дам контрольную – включаю музыкальную тему, под номером один нужно написать что это за тема и из какой части. Потом второй вопрос и так далее четыре или пять вопросов.

 

 

 

К 10.03.2022

пишем конспект:

 

И.С.Бах. Страсти по Матфею

Страсти – оратория, посвященная страданиям и смерти Христа. (оратория – это как опера, но без костюмов, декораций и сценического действия. зато есть герои, сюжет, певцы и оркестр). Герои Страстей это апостолы, Иуда, Пилат, женщина, пришедшая помазать чело Христа драгоценным миром, сам Христос и др.

 

Страсти писали на текст одного из Евангелий. У Баха наиболее известны страсти по Матфею. Также есть по Иоанну. Страсти по Луке и Марку не дописаны. Некоторые другие композиторы того времени писали страсти по всем четырём Евангелиям и даже не по одному разу.

 

Страсти предназначены для исполнения на Страстную Пятницу в лютеранских церквях.

 

 

К 10.02.2022

1) Пишем конспект:

И.С.Бах, Хорошо темперированный клавир (ХТК)

 

Клавир – общее название для клавесина, клавикорда и фортепиано. Темперированный – значит настроенный.

 

Настройка инструмента по хроматической гамме – сложнейшая математическая задача, решение которой теоретики музыки искали со времён Пифагора. Во времена Баха нашли решение, которое применяется для настройки фортепиано и в наше время – равномерно-темперированный строй. Его недостаток заключается в том, что каждая квинта уменьшена примерно на 1/50 долю полутона по сравнению с чистой. Эта погрешность очень мала, но опытные музыканты её чувстуют. Достоинство – что все тональности звучат одинаково чисто.

 

Когда появилась равномерная темперация, композиторы стали экспериментировать, создавая сборники пьес во всех тональностях. ХТК – первый из них, который вошел в историю. В каждой из 24 тональностей (12 мажорных и 12 минорных) он написал прелюдию и фугу. Прелюдия (предварительная игра) – произведение, в написании которого композитору дана максимальная свобода. Фуга – полифоническое произведение, которое пишется по строжайшим правилами на основе одноголосной темы.

 

Через 22 года спустя Бах написал второй том ХТК. Итого в сборник входит 48 прелюдий и фуг.

 

2) 7 класс начинает готовиться к экзаменационной викторине. Учим первый том экзаменационной викторины. Задача: угадать мелодию и записать её полное название. В процессе подготовки, помимо прочего, нужно выписать полные названия всех файлов в папке по ссылке. И вызубрить наизусть.

 

 

 

К 27.01.2022

1) 27 числа забираю конспекты на проверку. Смотрите ниже– что там должно быть

2) Кроме этого – читаем, слушаем, смотрим и конспектируем самое-самое основное по органному творчеству Баха – материалы здесь и здесь

 

 

К 13.01.2022

Конспект. Нужно переписать! Не всё, а важное. Так, чтобы понять, запомнить, а при необходимости посмотреть в тетрадь и освежить в памяти.

 

Иоганн Себастьян Бах

 

В наше время большинство музыкантов негласно считают его величайшим из композиторов. Удивительно, но при жизни он не входил в число мировых знаменитостей, хотя знающие люди считали его неплохим и достаточно серьёзным мастером. Основным недостатком творчества И.С.Баха, по мнению современников, было то, что он предпочитал писать в «заведомо устаревшем» (по их мнению) стиле Барокко.

 

На уроке мы смотрели финал фильма Андрея Тарковского по фантастической повести Станислава Лема «Солярис». Важнейшая часть концепции фильма – хоральная прелюдия Баха f-moll «Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ» (Я взываю к тебе, Господь Иисус Христос) BWV 177. То, что музыка Баха звучит в таком контексте, доказывает её принадлежность к вечности. Меняются времена, моды, нравы, но каждое поколение находило и будет находить в музыке Баха что-то близкое именно для себя.

 

Другой пример от хореографа Ильи Оши. Композиция на тему второй части (Adagio) Концерта для клавира с оркестром F-dur BWV 1052.

 

Бывало так, что композитор (писатель, художник), не получивший при жизни достаточного признания, работал для будущих поколений. Однако, Баха это, судя по всему, не интересовало. Свои рукописи он, за редким исключением, не подписывал, зато в конце обязательно писал латинскую аббревиатуру: S. D. G. (Soli Dei gloria!, Единому Богу слава!). Можно предположить, что будучи глубоко верующим христианином, он надеялся обрести вечную жизнь по милости Господа, и, заботясь об этом, мало интересовался продолжением жизни в памяти благодарных потомков.

 

И. С. Бах один из немногих гениев реализовался как полноценный во всех смыслах человек. В молодости он способен был пройти десятки километров по кишащим разбойниками дорогам, чтобы на другом конце Германии послушать игру знаменитого мастера. Встретившись с пьяными хулиганами, не боялся обнажить шпагу. Чуть позднее он стал прекрасным семьянином и многодетным отцом. Своим детям Бах дал прекрасное образование и позаботился о том, чтобы в жизни они устроились самым наилучшим образом. Подробнее читайте здесь (внимание! год смерти в конце указан неверно) Со временем он сделал неплохую карьеру, умея улаживать непростые конфликтные ситуации с начальством и проявляя, порой, по-настоящему творческий подход в заботе о подчиненных. Например, «Кофейная кантата» написана им в первую очередь для того, чтобы вечно голодные студенты из его оркестра могли подзаработать, участвуя в рекламной акции известной кофейни.

 

Кофейную кантату BWV 211 в исполнении Амстердамского барочного оркестра под управлением Тона Копмана можно посмотреть здесь.

 

 

 

 

К 16.12.2021

Конспект. Нужно переписать!

 

ЭПОХА БАРОККО

«Барокко» переводится как жемчужина неправильной формы. Таких жемчужин очень мало, каждая уникальна, неповторимо и стоит невероятно дорого.

 

В эпоху Барокко музыканты выдвинули идею о том, что в основе произведения обязательно должна лежать яркая и 100% уникальная музыкальная тема. И это положение касается всех хороших произведений с тех пор и по настоящее время.

 

Тема – фрагмент произведения, являющийся его лицом. Мастера эпохи Барокко считали, что в хорошей теме произведение уже содержится целиком, как дуб содержится в желуде.

 

Некоторые темы того времени и сейчас, спустя 350 лет, знают все – даже люди очень далёкие от музыки. Пример – Георг Фридрих Гендель, хор «Аллилуйя» из оратории «Мессия»

 

 

Некоторые темы эпохи Барокко подобны символам в иконописи. Они использовались многими композиторами для обозначения тех или иных моментов из Писания.

 

Например, тема креста.

 

 

Задание

Сыграйте тему на инструменте (ми - до - фа - соль#)

 

Послушайте произведения и выпишите названия только тех, где присутствует эта тема:

 

И.С.Бах, Фуга ля минор из первого тона ХТК

 

Г.Ф.Гендель, хор «And with his stripes we are healed» из оратории «Мессия»

 

И.С.Бах, дуэт «Er Kommt, Er ist Vorhanden» из страстей по Марку (реконструкция Тона Коопмана)

 

В.А.Моцарт, хор «Kyrie Eleison» из Реквиема

 

 

В эпоху Барокко, помимо полифонии, большое распространение получил гомофонный склад музыки. Так называется музыка, где есть одна главенствующая мелодия и аккордовый аккомпанемент, служащий фоном.

 

Также продолжала развиваться полифония, но теперь она называлась полифонией свободного стиля. В ней голоса равноправны, но кроме того под них, при желании, можно подложить аккомпанемент из аккордов (T53, S53, D7 – какие еще знаете – все будут по делу).

 

--------------------------------------------------------------

 

 

К 02.12.2021

1) Кто не сделал прошлое ДЗ, сделайте, плизз!

2) Напишите или допишите конспект

 

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОТИКА

13 век, Париж, Композиторы Леонин и Перотин первыми стали писать церковную музыку на 2 и даже на 3 голоса

14 век их последователи Гийьом де Машо и Филипп де Витри развили технику многоголосного письма

 

Cantus firmus – разрешенное церковью древнее песнопение в одном из голосов музыкального произведения. Композитор вставлял его своё произведение чтобы его можно было исполнять в церкви

 

ПОЛИФОНИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Полифония – музыка, написанная для нескольких равноправных голосов. Равноправных – значит, что среди них нет одного, который бы преобладал по смыслу. Нет деления на главную мелодию и второстепенный аккомпанемент. Все голоса равноправны и равнозначны.

 

Полифонию эпохи Возрождения называют Строгим стилем. Её писали (вычисляли) на основании множества правил, подобных математическим законам. Следуя этим законам, композиторы стремились достичь совершенства, свойственного ангельскому пению.

 

3) Медленно начинаем готовиться к контрольной, на которой, помимо прочего, нужно будет определить, к какому стилю относится музыка. Примеры:

- Григорианский хорал. Примеры:

Sanctus VIII. ;

Hosanna Filio David; (авторы обоих песнопений неизвестны)

 

- Раннее церковное многоголосие. Примеры:

Леонин, органум Benedicamus Domino;

Перотин, органум Alleluia. Nativas Gloriose Virgins Marie;

Гийом де Машо, мотет M 4 Puisque la douce rousee / De Bon Espoir / Speravi

(М4 – номер по каталогу произведений Гийома де Машо)

 

- Полифония строгого стиля. Примеры:

Джиованни Палестрина, мотет Osculetur me

Жоскен Депре, мотет Virgo Prudentissima

Ян Свелинк, O Sacrum Convivium

 

-----------------------------------------------------------------------------------

 

 

К 04.11.2021

1) В дате урока я не уверен в связи с обещанными выходными. Следите за новостями здесь и в группе

 

2) Кого не было и кто был. Пишите и проверяйте конспект

 

Музыка Средневековья

Делилась на духовную и светскую

Духовная музыка – строгие унисонные песнопения. В первую очередь, Григорианский хорал

Светскую музыку играли бродячие актёры: трубадуры, жонглёры и др. А также одиночки – менестрели.

 

3) Нужно найти в интернете фотографии трёх романских и трёх готических соборов. Внимательно рассмотреть. Объяснить для себя, чем отличаются эти архитектурные стили. Выписать в тетрадь названия.

 

 

 

К 21.10.2021

 

Добро пожаловать на наши занятия! Для работы нам нужны тетради по музыкальной литературе. ОБЫЧНЫЕ ШКОЛЬНЫЕ ТЕТРАДИ. Подписанные соответствующим образом.

 

Домашние задания будут здесь.

© Евгений Климин 2014-2016. Все права защищены. Разрешено копирование единичных экземпляров в учебных целях. При цитировании ссылка на источник обязательна. Размещение материалов сайта на других ресурсах и использование их в коммерческих целях без разрешения автора запрещено.

счетчик посетителей сайта