СОЛЬФО.RU

Сайт для учеников Е. А. Климина ... и не только

1/4 Класс, среда 15.00

Если ученик получает 2 в любой из номинаций, то за урок – два, независимо от успехов в других заданиях

 

 

Домашнее задание на лето

 

 

Список произведений по музыкальной литературе:

 

Прошу зарегистрироваться на сайте https://classic-online.ru/. Регистрация платная, 300 р. на три года. При этом всё честно и проверено многими студентами, аспирантами и преподавателями. Я сам не единожды готовился к зачетам и экзаменам по материалам этого ресурса. Если для Вас это дорого, можете найти произведения из списка на youtube. Не рекомендую скачивать из vk. Там названия часто не соответствуют действительности.

 

Список большой. Слушать всё за одно неполное лето необязательно. Начните, а затем возвращайтесь к этому списку в течение года.

 

1. Средневековый Григорианский хорал Stabat Mater, XIII век нашей эры, 1200 лет назад

 

2. Полифоническое произведение эпохи Возрождения. Композитор Жоскен Депре, произведение Stabat Mater. XV, начало XVI в., примерно 500 лет назад

 

3. Произведение эпохи Барокко. Композитор Джиованни Перголези, произведение Stabat Mater. XVIII век, 300 лет назад. Рекомендую слушать в исполнении Academy of Ancient Music, Кембридж

 

4. Дополнительный материал. Афанасий Фет, «Мать скорбящая стояла...». Перевод древнего церковного гимна, написанного на латинском языке.

 

5. И.С. Бах. Органные произведения. Пройдя по ссылкам, слушаем исполнение на органе. Там также есть переложения для блок-флейты, фортепиано и т.д. Это – дополнительно.

- Токката и Фуга ре минор, BWV 565.

- Хоральная прелюдия фа минор, «Ich ruf zu Dir, Herr Jesu Christ...» («Я взываю к тебе, Господь Иисус Христос...»), BWV 639.

- Бах-Вивальди, концерт для органа ля минор BWV 593

- Дополнительно – А.Вивальди, кончерто-гроссо ля минор RV522 из цикла «Гармонические вдохновения» (слушаем в исполнении скрипок и струнного оркестра)

 

6. И.С.Бах, ХТК, первый том. Можно слушать не целиком, а только первые 10 минут.

Из исполнителей выбираем в первую очередь Святослава Рихтера. Кроме него стоит послушать  – Гленна Гульда и Тона Копмана. (Гленн Гульд и Фридрих Гульда – разные исполнители).

 

Кому очень нравится музыка Баха – имейте в виду, что есть еще и второй том ХТК.

 

7. Й.Гайдн, Симфония №45, фа-диез минор, «Прощальная», Hob I: 45

 

8. Й.Гайдн, Соната для фортепиано № 34, ми минор, Hob XVI:34

 

9. В.А.Моцарт, опера «Женитьба Фигаро», KV 492. Внимание!!!! Обязательно включите русские субтитры.

 

10. В.А.Моцарт, симфония №40, соль минор, KV 550.

 

11. В.А.Моцарт, соната для фортепиано №11, Ля мажор, KV 331

 

12. Л. ван Бетховен. Соната № 8, до минор, «Патетическая», Op. 13

 

13. Л. ван Бетховен, Симфония №5, до минор, Op. 67

 

14. Л. ван Бетховен, музыка к трагедии И.В.Гёте «Эгмонт», Op. 84.

 

15. Песни: 

- Лесной царь Перевод текста песни (если не в курсе), читайте на той же странице.

- Форель. Там тоже есть перевод

- Ave Maria

 

16. Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» (имеется в виду дочь хозяина мельницы). Рекомендую записи Дитриха Фишера-Дискау в нижней части страницы.

 

17. Ф.Шуберт, Музыкальный момент фа минор

 

18. Ф.Шуберт, симфония №8, си минор, «Неоконченная», D 757

 

19. Ф.Шопен, 24 прелюдии, Op. 28

 

20. Ф.Шопен, Мазурка Си-бемоль мажор, Op. 7, №1

 

21. Ф.Шопен, Мазурка ля минор, Op.17, №4

 

22. Ф.Шопен, 3 Ноктюрна Op. 9

 

 

 

 

К 22, либо к 29 мая

Контрольный урок сдаёте по выбору 22 или 29 мая. В него входят:

- Номера из учебника 24, 25, 26, 30, 31, 34, 38, 39, 43, 44, 46, 47, 51, 55, 56

- Письменные задания на расстановку тактовых черт и построение интервалов

- определение интервалов на слух

- вопросы по таблице обращений интервалов

 

К 15.05.2019

1) Номера 51 и 55 я не спрашиваю у: Маши, Мане, Руслана, Артема, Сони

Остальные – сдают.

2) Смотрим видео и делаем это упражнение, называя аккорды

3) Правой рукой играем на ф-но мелодию Эльвиры Т, а в левой берем аккорды – как в упражнении.

 

 

 

К 08.05.2019

1) Песня Эльвиры Т «Эти роли не для нас...»: нужно сыграть мелодию припева на фортепиано (гитаре, домре, балалайке и др.). В оригинале она начинается с ре-бемоль. Вам нужно сыграть это от до. Тогда она вся будет по белым клавишам, в ля миноре

 

Должно звучать примерно так на ф-но

 

или на гитаре

 

 

2) Номера 51 и 55 с дирижированием по распечатке – переделываем. Прошу всех учесть, что я не люблю задавать одно ДЗ два раза, а после третьего начинаю принимать неприятные для учеников меры. Если у кого-то проблемы с принтером, оставляю несколько распечаток на вахте (Внимание!!!!! там две страницы).

С вас:

- попадание в ноты

- правильный ритм

- дирижирование по схеме.

 

 

К 24.04.2019

2) Тренировочная последовательность 20 с плюсами и минусами

3) Внимательно слушаем песню Эльвиры Т «Эти роли не для нас»

4) Поем гамму Соль мажор. С порезом. То есть, ступени с I по IV как обычно, а с V по I – На октаву ниже.  Кто из парней берет нижнюю соль (малой октавы) и верхнюю соль (первой октавы), может петь гамму целиком без пореза.

5) Открываем эту распечатку; В ней находим номера 51 и 55, поем их с дирижированием по схеме. Дома отрабатывайте за инструментом со счетом, как подписано снизу.

 

 

 

К 17.04.2019

1) Все, кто учится на платном отделениии, могут взять на каникулах дополнительное занятие. Для этого нужно позвонить мне и назначить время

2) Учим наизусть таблицу обращений интервалов:

 

Прима 1 – Октава 8Секунда 2 – Септима 7Терция 3 – Секста 6Кварта 4 – Квинта 5Большая – МалаяЧистая – Чистая Октава 8 – Прима 1Септима 7 – Секунда 2Секста 6 – Терция 3Квинта 5 – Кварта 4Малая – БольшаяЧистая – Чистая

Увеличенная – УменьшеннаяУменьшенная – Увеличенная

(другой вариант того же самого есть в вашей интервальной шпаргалке)

 

3) Строим интервалы с обращениями:

 

4) №56 не успел спросить – повторяем, доводим до блеска, сдаем.

5) Слушаем Пассакалью соль минор Г.Ф.Генделя здесь

 

 

 

 

 

К 03.04.2019

1) Идеально, четко и чисто поем № 56 с дирижированием, ритмом, попаданием. С первого раза.

2) Поем батарейку по ф-но как на видео (только до конца)

гитаристы – дополнительно под гитару  как на видео (только тоже до конца)

3) Кого не было – переписываем конспект по теме «обращения интервалов».

4) Все – читаем статью в словаре

5) Строим интервалы с обращениями

 

 

К 27.03.2019

1) Лично Глеб может пересдать №55 с дирижированием и получить более высокую оценку за 20.03.

2) Сдаем батарейку с игрой  пением. Гитаристы дополнительно играют её на гитаре с аккордами Dm   C    Bb    A7

3) № 56 с дирижированием. Внимание! Он начинается из затакта, на счет два-и. Соответственно дирижируем так. Молча ведем руку вниз, а на «вбок» поем первую ноту

 

К 20.03.2019

1) Делаем «Батарейку», как прошли на уроке. Даю видео.

2) № 55 делаем с дирижированием четко и верно. Если мне что-то не понравится – два и на балл ниже в триместре.

 

К 13.03.2019

1) Еще один диктант в До мажоре. Пишем. На сей раз все, в том числе ритм.

2) №55 делаем с дирижированием на 3/4. Даю видео. Но там только начало, а от вас требуется сделать целиком.

 

К 06.03.2019

1) В разделе «определение на слух» находим тренировочную последовательность

№ 19. Слушаем. Ставим плюсы и минусы в зависимости от того, угадали или нет. Если более пяти минусов, повторяем задание снова

2) Залезаем в раздел «Учебное видео», находим там дирижирование на 3/4 и отрабатываем приемы дирижирования в этом размере

3) Поем номер 55

4) Пишем диктант в До мажоре, который был в классе. Можно без ритма – только ноты

 

 

 

К 27.02.2019

1) В разделе «определение на слух» находим тренировочную последовательность

№ 18. Слушаем. Ставим плюсы и минусы в зависимости от того, угадали или нет. Если более пяти минусов, повторяем задание снова

2) № 46 и 47 – как следует отработать с инструментом, тактированием, счетом. Выучить так, чтобы красиво и четко звучало без инструмента с первого раза

3) Пишем гамму Фа мажор со стрелками так же, как делали в классе До мажор. Помним про знаки при ключе. Кто пропустил – До мажор выгладит так:

В Фа мажоре тот же порядок устойчивых (пустые) и неустойчивых (закрашенные) ступеней

 

4) Залезаем сюда и в самом низу смотрим Путеводитель по оркестру для юношества, написанный Б. Бриттеном

 

 

К 13.02.2019

1) Строим интервалы

 

Кто  забыл – пример алгоритма здесь.

 

 

2) № 46 и 47. Отработайте п опадание получше

 

3) Смотрим фильм Тарковского «Колокол» (Часть фильма «Страсти по Андрею», он же «Андрей Рублев»). Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=SyaJnOoXT4o

 

 

 

К 06.02.2019

1) № 43 и 44

2) Кого не было – переписываем теорию:

- затакт – это начало музыки со слабой доли

- если музыка начинается из затакта, первый такт получается неполным

- и последний такт – ТОЖЕ

- из последнего такта вычитается длительность первого такта

3) Все: расставляем тактовые черты:

 

 

 

К 30.01.2019

1) Отрабатываем пение упражнений:

 

2) № 38 и 39

 

3) медленно готовимся к контрольной по русскому народному муз. творчеству. Даю такой конспект и такой конспект

 

 

К 23.10.2019

Готовим должным образом все предыдущее ДЗ по сольфеджио. Кроме колядок – их уже отколядовали.

 

К 16.10.2019

1) Еще раз. Пишем (у кого нет) главные трезвучия в До мажоре. Играем их на фортепиано левой рукой в малой октаве (это там, где низкие, но не самые низкие ноты). Играем еще раз и еще несколько раз, чтобы запомнить.

2) Еще раз. Играем на ф-но № 31 и добавляем к нему в левой руке главные трезвучия так, чтобы они подходили к мелодии.

3) Вспоминаем всю репетицию колядок, кто когда за кем выходит. Готовим костюмы. Повторяем частушки.

 

 

К 09.01.2019

ДЗ остается прежним. Кто не понимает тему «Главные трезвучия», учебное видео – здесь и здесь. Статьи в словаре – здесь и здесь.

 

Особое внимание – колядкам и частушкам. 9 числа – первая, она же генеральная репетиция. 16 числа – идем колядовать по классам. В это время Святки еще продолжаются.

 

 

 

К 26.12.2018

 

1) Кого не было вклеиваем в тетрадь и учим конспект по главным трезвучиям.

2) Строим главные трезвучия в Ре мажоре и Фа мажоре

3) Играем № 31 правой рукой, а в левой приделываем аккомпанемент из главных трезвучий в той тональности, в которой написан номер

4) № 35. Играем со счетом. Играем и поем со счетом. Играем и поем с названием нот, сохраняя ритм. Поем с названием нот, попадая в ноты, сохраняя ритм, с тактированием

5) Несем костюмы и у кого что есть для постановки колядования

6) Повторяем колядки

7) Учим частушки (каждому по одной или по две на выбор). Можно взять свои, но не офисные, не рекламные, не школьные, а деревенские

 

 

 

 

К 15.12.2018

1) № 31

2) строим интервалы

3) Тренировочная последовательность №5 в разделе «определение на слух»

4) Учим текст колядки:

Ой, Калё-о-Да!,      пад лесом, лесом

Ой, Калё-о-Да,     пад лесом зелёныйм,

Ой, Калё-о-Да,      хОдили, блудИли, семь   сот   казаков, дон     ских     маладцов

Приблудили ко двору, ко иваааановому,

Ой, Калё-о-Да!      ты, Иван, господин, ты пожалуй-ка сюды,

Ой, Калё-о-Да!     а      мы тебе дадим, ка_ня_в_сед_ле, в залатом уз_ле

Ой, Калё-о-Да,     твай_му сы_ну  серую гусыню

Ой, Калё-о-Да,    а    до    че__ри    сун__дук  с__доб___ром, с золотым зам___ком

Ой, Калё-о-Да!

 

 

 

 

 

 

К 12.12.2018

1) Рисуем по 20 штук пауз каждого вида

 

2) № Одноголосие 30

 

3) Строим интервалы:

 

4) Тренировочная последовательность №6 – делаем так же, как в предудущем задании

 

 

К 05.12.2018

1) Денис и Андрей несут документы, объясняющие причины отсутствия на уроках

 

2) № Одноголосие 26. Делаем, как предыдущие номера

3) В тетради строим большие терции от: до, ре-бемоль, ре, ми-бемоль, ми, фа, Фа-диез, соль-бемоль, соль, ля-бемоль, ля, си-бемоль, си

4) Лезем на сайте в раздел «Определение на слух» --Уровень 2. Слушаем тренировочную последовательность №5. Угадываем или не угадываем интервалы, в зависимости от этого ставим в тетради плюсы и минусы. Если более шести минусов, проделываем всю работу заново.

 3) По музлитературе Маша несет доклад и показывает на перемене. Парни повторяют свои доклады – на предстоящем уроке они сильно пригодятся

4) Руслан делает костюм козы, Маша – костюм волка. Остальные думают о своих костюмах. Должны быть в деревенском духе.

5) Колядку про тяпу-ляпу повторяем

6) Выписываем в тетрадь слова щедровки (то же самое, что колядка, только на Украине и юге России)

 

К 28.11.2018

1) Кто еще не зарегистрировался на Госуслугах – срочно это сделайте

2) У нас каникулы. Обучающиеся на платном могут взять дополнительное занятие на каникулах. Для этого нужно позвонить мне и договориться о времени. Телефон и другие контакты см. за сайте сверху справа.

2) Учим наизусть алгоритм построения интервалов. У кого нет – переписываем в тетрадь:

        1. Сначала считаем ступени по нотному стану от одного

        2. Потом считаем полутоны по клавиатуре от нуля

             (полутон - шаг на соседнюю клавишу)

 

3) Строим большие терции (как в классе) от нот: До, Фа, Ля, Ре.

кто пропустил/забыл/не понял: Видео по теме – здесь. Интервальная шпаргалка здесь

 

4) № 24 и 25. Нужно спеть ритмично с названием нот и тактированием, без инструмента. Готовим старым способом: со счетом и игрой на инструменте.

 

Гитаристы играют на гитаре и поют вторую строчку № 24 (от фааааа, ре-ре). Внимание! Только на первой и второй струнах.

 

5) Учим колядку про Тяпу-Ляпу. Даю ссылку

 

6) Девочки делают доклад про святочные гадания. Парни – про забавы, игры и развлечения на Масленицу. + За Денисом долг, доклад про турецкую музыку

 

К 14.11.2018

1) Гамму До мажор – повторяем

2) № 24 поем снова. Точно так, как на видео.

3) В итоге этот номер нужно спеть чисто и ритмично, до конца с тактированием без инструмента

4) Лично Артем № 24 не делает, а готовит № 97

5) Кого не было (и кто был – по желанию) – смотрим фильм «Тимоня» здесь. Можно только начало, можно до конца. Еще можно глянуть на современных девчонок-кугикольниц здесь, с точки 4:32 (четыре минут, тридцать две секунды от начала)

6) Кого не было – переписывайте конспект по музлитре. Извиняюсь за почерк

 

 

К 07.11.2018

1) Учим теорию:

- Гамма – главное упражнение для музыканта. В нем перечисляются звуки одной тональности, то есть, базовый набор звуков для создания музыкального произведения

- В гамме – сем ступеней

- Выше седьмой – первая

- Ниже первой – седьмая

- Устойчивые ступени –  I, III и V

- Неустойчивые ступени – все остальные

- Тоника – самая первая, самая главная, самая устойчивая ступень

 

2) Поем гамму До мажор. Отрабатываем с инструментом, сдаем без. даю видео. Забуду – звоните.

 

3) одноголосие 24 играем, поем со счетом, тактированием, названием нот так же, как предыдуший

 

4) Денис и Глеб несут от родителей объяснительные записки по поводу невыполненного ДЗ

 

5) Денис несет доклад по турецким музыкальным инструментам

 

К 31.10.2018

1) Денис пишет доклад: турецкие ударные инструменты. Мане: армянский дудук. Руслан: татарский мугам

 

Несем на флешке в виде файлов с картинками и музыкой. На уроке музлитературы красиво рассказываем и показываем, чтоб остальным было интересно

 

2) Кого не было, переписываем конспект по музлитературе

 

3) Одноголосие 22 поем, как на видео.

 

4) Играем на ф-но и поем мелодию Барыни:

забуду выложить – звоните

 

5) Лезем на сайте в раздел «Определение на слух» --Уровень 2. Слушаем тренировочную последовательность №4. Угадываем или не угадываем интервалы, в зависимости от этого ставим в тетради плюсы и минусы.

 

6) Кто криво сделал карточки, внимательно читаем инструкцию в прошлом ДЗ и переделываем.

 

 

 

1) Переписываем и учим наизусть теорию:

- Полутон – самое маленькое расстояние между клавишами, когда между ними можно просунуто только бумажку

- Тон – расстояние побольше, когда между клавишами есть еще одна клавиша

 

2) Играем на клавиатуре:

- клавиша до - от нее вверх один тон

- клавиша ми, от нее вверх полутон

- клавиша соль, от нее вниз пол тона

- клавиша ля, от нее вверх пол тона

- клавиша си, от нее вверх один тон

 

3) Играем на фортепиано трезвучия от нот До, Фа и Соль. Кто не в курсе – смотрим видео здесь

 

4) Одноголосие № 22. Играем и поем так же, как номера до этого

 

5) Пишем и прохлопываем ритм:

- четверть, четверть, четыре восьмые, четверть, две восьмые, две четверти

- четверть, две восьмые, восьмая, восьмая, четверть, четверть, четыре восьмые, четверть, четыре четверти

 

6) Вырезаем и клеим карточки ни интервалы. Инструкция здесь

 

 

7) Кого не было – переписываем информацию по музлитературе:

 

Русское народное музыкальное творчество

 

От наших далеких предков нам достались сказки, песни, наигрыши. Через них мы можем установить духовную связь с предками, которая даёт нам силы и наполняет смыслом жизнь на родной земле.

 

 

 

 

 

К 10.10.2018

1) Все прошлое задание

2) К номерам добавляем № 12.

 

 

 

К 03.10;2018

1) Интервалы из прошлого здания (цифра 2) делаем таки письменно в тетради. Причем под каждой квинтой честно подписываем сокращенное обозное обозначение ч5

 

2) № 11 и 13 из учебника Калмыкова и Фридкина прорабатываем так же, как № 12 в прошлом задании. Напоминаю, что тактирование – это метроном. Все удары абсолютно одинаковые. В один удар помещается одна четвертная нота. Либо в один удар помещаются две восьмые ноты.

 

3) записываем в тетради на второй линейке нотного стана ритмические последовательности. Аккуратным почерком. Все штили (палки) смотрят строго вверх и ни в коем случае не наискосок.

Никаких наушников, чупа-чупсов и т.п.. Кто не знает, как правильно писать ноты – см. образец в учебнике.

и так:

- четверть, четверть, две восьмые, четверть, две восьмые, две восьмые, четверть

- четверть, две восьмые, четверть, две восьмые, четверть, четверть, две восьмые, четверть

 

4) ритмично прохлопываем ритм, которые записали, выполняя предыдущий пункт этого задания. Кто принесет вместо задания «я не понял, что такое предыдущий пункт», получает неаттестацию в первом триместре.

 

5) Доклады или рисунки на тему: флейта Гайаваты, гусли Вяйнямёйнена, герои опер Римского-Корсакова

 

 

 

К 26.09.2018

1) № 12 из учебника доводим до ума и сдаем в хорошем виде с чистым попаданием в ноты и четким ритмом. Для этого:

- играем со счетом

- играем и поем со счетом

- играем и поем с названием нот, сохраняя ритм

- поем без инструмента с названием нот

- поем без инструмента с названием нот и с тактированием. Даю видео.

 

2) Вспоминаем, как строили квинты на уроке и строим квинты от нот. Причем, в тетради:

 

3) Залезаем на сайте в раздел «Определение на слух» --> Уровень 1

- слушаем тренировочную последовательность 1

определяем, где квинта, а где секунда. Ставим в тетрадях плюсы и минусы в зависимости от того, угадали или нет

 

4) Играем на ф-но квинты от всех белых клавиш. Слушаем, все ли они звучат, как положено квинтам, чисто и прозрачно. Нет ли среди них какой-то неправильной квинты.

 

 

 

К 19.09.2018

1) Открываем учебник Калмыкова и Фридкина (у кого нет – см. прошлое ДЗ). Там находим №12.

2) Играем этот номер на инструменте без ритма. Только правильные ноты (первая – фа)

3) Играем этот номер на инструменте со счетом раз-и, два-и:

 

Показываю начало. Какой счет дальше – разбирайтесь сами.

 

 

4) Играем этот номер ритмично и поем, попадая в ноты

 

5) В разделе «учебное видео» находим серию материалов про трезвучие и смотрим первое видео

http://www.solfo.ru/trezvuchiye1.html

 

6) Выполняете задания из этого видео:

- сыграть трезвучие от ноты до

- сыграть его на октаву выше и на октаву ниже (от разных нот до на клавиатуре)

- сделать из этого трезвучие музыку, которая звучит красиво

- чисто спеть звуки этого трезвучия с инструментом и без

 

 

 

К 12.09.2018

1) Учим теорию:

- Интервал – два звука на определенном расстоянии по высоте

- Консонанс – это когда звуки дружат

- Диссонанс – это когда звуки ссорятся

2) Покупаем учебник Калмыков и Фридкин, часть I одноголосие. Как вариант, его можно скачать в здесь и распечатать нужные страницы, когда будет задание. Кроме того, нам нужна нотная тетрадь, карандаш, ластик и обычная школьная тетрадь, в которой мы будем писать конспекты по музлитературе.

3) Пишем в тетрадях 15-20 аккуратных скрипичных ключей

4) На фортепианной клавиатуре находим место, где рядом две (не три, а две) черные клавиши. Вспоминаем, что между ними – нота Ре. Играем её.

– У кого нет фортепиано или  синтезатора, имейте в виду, что для полноценных занятий надо будет купить что-то в этом роде. Варианты с учетом бюджета можно обсудить со мной. В качестве временной замены можно поставить на планшет или смартфон приложение real piano

5) Играем на фортепиано мелодию песни про кота (ноты записали в классе). Поем с названием нот. «Фа-диез» не произносим. Вместо этого поем просто «Фа». А диез (черную клавишу) имеем в виду в голове.

 

 

 

Кто забыл песню или пропустил занятие – даю аудио:

 

 

Для тех, кто пропустил музыкальную литературу, конспект здесь. Переписываем это в тетрадь красиво и четко.

© Евгений Климин 2014-2016. Все права защищены. Разрешено копирование единичных экземпляров в учебных целях. При цитировании ссылка на источник обязательна. Размещение материалов сайта на других ресурсах и использование их в коммерческих целях без разрешения автора запрещено.

счетчик посетителей сайта